Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
консультация (младшая группа) на тему

Шишина Наталья Николаевна

(Памятка для родителей) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_raskladushka_k_rabote.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

(Памятка для родителей)

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые,

определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

РАННЕЕ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

(Рекомендации для родителей)

Не обязательно быть ученым специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка имеет с самого раннего возраста сенсорное воспитание. Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Насыщение детских представлений разными чувствами и ощущениями – задача вполне осуществимая, ведь у детей сенсорные зоны нервной системы высоко чувствительны (особенно в раннем возрасте: ведь левое полушарие, отвечающее за логическое, понятийное мышление, развивается лишь к семи годам).

Человек появляется на свет с уже вполне сформированными, но еще не способными к активному функционированию органами чувств. Ребенок может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр., но пользоваться своими ощущениями ему предстоит еще научиться.

Мария Монтессори, замечательный итальянский педагог и психолог, основоположник сенсорного воспитания детей, считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок ЗНАЛ цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «УТОНЧяЛ свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах». «Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания».

Так давайте поможем малышу совершить эту сложную и удивительную работу по «утончению» собственных чувств! Немного времени и фантазии любящей мамы – и в вашем распоряжении уникальный сенсорный материал для занятий с ребенком. Ориентировочный возраст для начала занятий – полтора года.

Хочу предложить вам один из способов развития мелкой моторики рук детей при помощи игр и упражнений с песком.

Наступает летний период, мы играем с песком в песочнице - это одна  из самых естественных деятельностей детей. Игры, как с мокрым, так и с сухим песком не только развивают мелкую моторику, но и способствуют развить личностные качества ребёнка.

Песок для детей наиболее притягательный материал. Игры с песком не требуют специальной подготовки. А для нас это ещё один способ развивать мелкую моторику рук  ребёнка.

Песок - это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. Все игры проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя.

Итак, некоторые упражнения и игры с песком мной рекомендуемые.

Упражнение «Пересыпание песка в бутылочки».

Предложите ребёнку пластмассовые бутылочки с широким горлышком, покажите пример наполнения бутылочки песком из кулачка и совочком.

Например: у нас пустая бутылочка, давай наполним её песком. Будет много песка в бутылочке.

Ребёнок по разному может отнестись к такому рода упражнениям: кто-то из-за боязни насыпает песок совочком, а кто-то смело берёт кулачком. В этот момент можно задать ему поисковый вопрос создав ситуацию засыпания сырого и сухого песка. « А почему в этой бутылочке меньше песка чем в другой? Правильно! Потому что тут песок сырой и плохо сыплется».

Воспитывается аккуратность при играх с песком.

Эти игры развивают воображение, снижают тревожность и агрессивность, застенчивость и замкнутость. Формируют навыки общения.

Игра в песочнице с куклой и машинками.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Создайте проблемную ситуацию. Например: «Наша кукла Катя проголодалась. Давай  покормим Катю? Испечём ей пирожков. «Какие вкусные пирожки!». Говорит Катя. «Спасибо!»…

Или: « У нас тут на дорожке ямка, наша машина может застрять. Давай засыпем её песком? А чтоб засыпать ямку нужно привезти песок. Привезём на чём?...  Посмотри! Тут следы от колёс широкие, а здесь узкие. А почему?...» Тут присутствует  и сравнение которое ребёнок  получает из личного опыта.

«Рисуем песком» техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к песку, а потом медленно растянуть его, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Так же можно использовать  упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Рисование «Колечки» нарисовать пальчиком на песке круги.

Упражнение «Течёт ручеёк» понаблюдать, как ребёнок берёт в кулачок сухой песок и выпускает его тонкой струйкой. 

Довожу до вашего сведения простую вещь, чтоб вы набрались терпения и играли с детьми, развивая мелкую моторику. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых - это очень важно! Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть с песком можно не только на улице, но и дома! Для игры с песком дома, его перед началом работы, необходимо просеять, а затем прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки его необходимо насыпать в объёмный ящик, в котором будет удобно играть малышу.

Объять все аспекты в одной рекомендации, на которые влияет развитие мелкой моторики,  считаю невозможным, потому, что она несёт многогранное значение и  лежит в основе чувственного познания. Поэтому я взяла лишь одно направление, это игры с песком для развития мелкой моторики рук  у детей раннего возраста.

Желаю терпения и творческого вдохновения в воспитании и развитии  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое "сенсорика" и почему необходимо её развивать"

Что такое «сенсорика» и почему необходимо её развивать. Развитие органов чувств у детей идёт очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является се...

Консультация для родителей. Что такое сенсорика и почему необходимо развивать ее в раннем возрасте?

Консультация для родителей. Что такое сенсорика и почему необходимо развивать ее в раннем возрасте?...

Консультации для родителей на тему: «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или поп...