Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"
материал на тему

o.skvortsova2013@yandex.ru

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.

Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познакомить с опытом работы по использованию логических игр с детьми, развить интерес к оригинальным игровым технологиям, обучить участников мастер-класса приемам использования логических игр, упражнений и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Мастер класс на тему:

«Как развивать речь и умственные способности детей  старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач».

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.

Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познакомить с опытом работы по использованию логических игр с детьми, развить интерес к оригинальным игровым технологиям, обучить участников мастер-класса приемам использования логических игр, упражнений и задач.

 Ход мероприятия:

- Уважаемые родители! Вы приглашены на мастер-класс на тему «Развитие речи и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Через некоторое время  наши дети пойдут в школу. Все они умеют читать, писать, считать и, как вы считаете, полностью подготовлены к школьному обучению.  Но дети живут и развиваются в эпоху компьютеров и информатики и от них требуются не только знания, а умение находить эти знания, самостоятельно и творчески мыслить. Первоклассник, столкнувшись с постоянной мыслительной нагрузкой, может обнаружить трудности в решении и объяснении задач, формировании определенных правил, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Это значит у ребенка недостаточно развито словесно-логическое мышление. Одним из средств развития ребенка является логическая игра.  Использование этих игр помогает сформировать у дошкольников такие ключевые качества как креативность, способность к поиску знаний, развить активную, творческую, неординарную личность.  Доказано, что дети с развитым интеллектом, словесно-логическим мышлением легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, лучше подготовлены к школе. Наша задача – помочь им.  Чем больше дети будут играть, чем интереснее будут игровые действия, тем эффективнее закрепляются полученные знания и умения.

Большую роль отвожу следующим играм, игровым упражнениям:

1. «Сюжетно – дидактические игры с международными материалами:                              логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера».                                              Цель:  развитие мнемотехнических приемов логического мышления, речи.

2. «Логический экран», «Сложи узор», «Кубики - хамелеон», «Чудо – кубики», «Маленький дизайнер», «Соты Кайэ», «Логическая мозаика», «Кубики для всех», «Собирай – ка».                                                                                                                 Цель игр: развитие пространственного мышления, памяти, смекалку, сообразительность, мелкой моторики, стимулирование речевых центров.

3. Игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и др. способствуют развитию образного мышления, комбинаторских способностей, воображения, умения визуально делить на части целое.

4. Задачи З. А. Зака – поисково-творческие задачи для развития у детей логических операций.

5. Серия «Развитие моего ребенка»: «Математика, развитие речи, окружающий мир», «Внимание, память, мышление, мелкая моторика»; О.Н.Земцова «Веселые часы», «Грамотека»; С.Михалков «Развиваем логику», «Развиваем мышление», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Изучаем время», «Учимся измерять и сравнивать».    

Серия упражнений «Полезные задания».    

Серия  «Развитие логического мышления. Развивающие упражнения.

О.А.Романович  «Погода и природа» /дидактические игры/.

- Я хочу предложить вам игры, в которые играем с детьми.

Разминка:

Назовите шар, на котором изображен весь мир. /глобус/.                                  Как называется наша страна? /Россия, Российская Федерация/.                      Назовите столицу нашей Родины. /Москва/.                                                                                                                                  Назовите наш родной город /Рассказово/.                                                                       Как изменяется день летом? /день длиннее ночи/.                                                     Как изменяется день зимой? /ночь длиннее дня/.                                                                      Почему называют «Красная книга», а не другого цвета? /красный цвет – это сигнал опасности/.                                                                                                               Назовите  лекарственные растения. /подорожник, мать и мачеха/.                                                    Какое жизненно важное вещество выделяют растения? /кислород/.                             Без труда не вынешь рыбку из …/пруда/.                                                                                Слово не воробей, вылетит не… /поймаешь/.                                                                        За двумя зайцами погонишься, ни одного не …/поймаешь/.     

                                                                                                     
 Задание 1.

Игра с «Логическим экраном»

1.Перед нами 9 различных жилищ. Нужно определить и назвать, где живут белка, собака, волк и лиса?  /логово, конура, дупло, нора/                                                                                                               2.Часть зверей предпочитает жить в теплых краях, а другие на Севере. Нужно отметить животных, которые живут в холодном климате. /тюлень, белый медведь, морж, северный олень/                                                                            3.Человек научился использовать животных в качестве транспортного средства. Отметим и назовем их.  /верблюд, лошадь, собаки/                                      4. Среди большой семьи птиц много таких, которые умеют плавать. Нужно отметить и назвать их. /лебедь, гусь, пингвин, утка/                                                                                                      5.На лугу порхает красивая бабочка. Кем она была ранее? Отметим последовательность ее превращения.  /яйца бабочки, гусеница, куколка, бабочка/

Задание 2.

Игра с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша «Построй дом».

- Перед нами образцы домов, которые мы должны построить. Предварительно  посчитаем на образце материал необходимый для строительства, запишем количество и выберем его из материала предложенного нам.

Задание 3.

«Составь картинку» /блоки Дьенеша/

Составить из фигур изображения на индивидуальных карточках.

- Пришло время отдохнуть.

Проводится физкультминутка под песню «Солнышко лучистое любит скакать».

Задание 4.

Игра «Четвертый лишний».    

- Нам даны слова. Необходимо назвать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Божья коровка, комар, воробей, муха.                                                                                       Ворона, соловей, паук, жаворонок.                                                                                                       Утка, гусь, курица, лебедь.                                                                                                                                                  Щука, окунь, карась, гусь.                                                                                                                        Белка, лиса, заяц, обезьяна.

Задание 5.

- Перед нами карточки – таблицы, показывающие форму, размер, цвет фигуры.  Внимание – задание: нарисовать фигуру, опираясь на знаки расположенные по вертикали и горизонтали. Что обозначают эти знаки? /какого цвета, формы и  размера должна быть нарисована данная геометрическая фигура/.

Задание 6.

- Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака? /3 рубля/                            - На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? /на 6 частей/                                                                                                                                   - У одного мужчины четыре сына, у каждого сына родная сестра. Сколько у него детей? /пять /                                                                                                                                         - Двое пошли - пять гвоздей нашли, четверо пойдут – много ли найдут? /ни одного, все уже нашли/  

Как вы считаете, был ли полезен для вас мастер-класс? А полезны ли для детей такие игры?

 В заключение можно сделать вывод: развитие интеллектуальных и личностных качеств, развитие логического мышления, умения обобщать, рассуждать, объяснять , развитие самостоятельности имеет важное значение для успешного школьного обучения.                                                                                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр.

Игра это основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста жела...

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»Современный образ ...

Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

План мастер-класса: 1. Актуальность, значимость развития художественно- творческих способностей2. Методы обучения детской сообразительной деятельности3. Структура занятия ИЗО4. Роль родителей в р...