Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию

Новичкова Ирина Сергеевна

План мастер-класса:

 

1. Актуальность, значимость развития художественно- творческих способностей

2. Методы обучения детской сообразительной деятельности

3. Структура занятия ИЗО

4. Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей

5. Практическая часть "Зимнее дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 "ПЕТУШОК" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. БЛАГОВЕЩЕНСК

Мастер-класс для педагогов на тему

"Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Подготовила и провела:

Новичкова И. С.

План мастер-класса:

1. Актуальность, значимость развития художественно- творческих способностей

2. Методы обучения детской сообразительной деятельности

3. Структура занятия ИЗО

4. Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей

5. Практическая часть "Зимнее дерево"

"Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю содействовать

 его образованию и проявлению"

Л. С. Выготский

Актуальность, значимость развития  художественно-творческих способностей

        В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
        Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
        Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
        Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
        Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.         Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
        "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. 
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
        Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

        Для успешного художественного развития ребенка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий.

        В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

        Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

        Методы обучения детской изобразительной деятельности - это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.

Общедидактические методы

• Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.

• Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

• Эвристический метод – это передача информации ребенку, с целью направить ребенка на поиск решений.

• Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя.

Методы выделяемые по источнику знания

• Наглядный (пассивный, активный)

• Словесный

• Практический

Наглядный метод обучения включает в себя:

• Наблюдение - формирование представления ребенка об изображаемом предмете или явлении. Оно теснейшим образом связано с действием замысливания, которое строится на основе непосредственных наблюдений.

• Обследование - это целенаправленный разбор предмета, которое необходимо провести для изображения. Задача ознакомления с социальным миром.

Словесные методы обучения:

• Беседа - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

• Рассказ

• Образец педагога

• Поощрение - методический прием, который, следует чаще применять в работе.

• Совет - используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

• Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью, оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

Практические методы:

 - метод упражнений;

 - метод лабораторных работ;

- метод практических работ;

-метод игры

        При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

-активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

        Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности стараться отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

        Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

        Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.

        Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

Структура занятия по ИЗО

1) Организационный момент .

Создание интереса и эмоционального настроя. (раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация .

2) Основная часть или познавательная.

-Показ и анализ изображаемого (натуры, образца,

-беседа,

- художественное слово.

3) Практическая часть

-Конкретные указания к выполнению работы.

-Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

-Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4) Самостоятельная деятельность детей.

- Помощь в форме наводящих вопросов, советом .

-Показ изображения (на отдельном листе педагога) .

5) Заключительная часть занятия

-Просмотр и оценка детских работ

- А как вы проводите анализ работ своих детей?

        Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). Между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующа Матрешка) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука). В рисунках с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.

        Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.

        Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 минут в конце занятия недостаточно.

        Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.

        Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

        Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

        Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

        Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он вешает сердечко на лицо с определённым изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

        Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

        Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

        После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

        Также следует уделять особое внимание техническим навыкам.

Роль родителей в развитии художественно-творческих

способностей детей.

        Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
            Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.

         В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание  к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.

           Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки  ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках.

        Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр  телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

        Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

 Практическая часть

Тема: «Зимнее дерево»

Задачи:• Познакомить с разными техниками рисования;

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге;

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

• Развивать творческие способности и экспериментирование;

• Воспитывать чувство прекрасного

 

Материал Коктельные трубочки, гуашь, акварельные краски, кисти с мягкой и твердой щетиной, листы А4, полиэтиленовые мешки, пластиковые ложки, губка, штампы. Музыкальное сопровождение.

Размещение: Участники мастер-класса садятся за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

        Сегодня мы предлагаем вам выполнить работу, используя любые из предложенных способов.

Рефлексия  Какие у вас замечательные работы получились! Понравилось вам рисовать в этой технике?

А вот, что получилось. (показываю выполненную работу)

 

Выводы:

1. Продолжать работу по ознакомлению педагогов с методами и приемами развития у детей художественно-творческих способностей (консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, памятки и т.д.)

2. Продолжать использовать в своей работе разнообразные методы обучения детей изобразительной деятельности и совершенствовать их.

3. В процессе своей педагогической работе продолжать придерживаться основной структуры занятия по ИЗО в соответствии с ФГОС.

4. Продолжать работу с родителями по ознакомлению их  с  методами и приемами развития у детей художественно-творческих способностей ( родительские собрания, консультации, памятки, газеты, шпаргалки и т. д.)

5. Способствовать развитию у педагогов интереса к художественно-творческой деятельности.

Зимний лес

Светлана Комогорцева

Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.

Между сосен бродит Дед Мороз
Бородой за ветки задевая:
Побелели пряди у берёз,
Потому и роща вся седая.

Нахлобучив шапку набекрень,
Ель стоит в снегу, как в белой вате.
Серебром играет зимний день,
Отливая медью на закате.

Мне в лесу так дышится легко,
И кружатся мысли, как снежинки.
Оседая в сердце глубоко,
Из стихов сплетая паутинки.

Нагуляюсь досыта в лесу,
Надышусь, нарадуюсь сегодня.
И домой с собою унесу
Этот чистый воздух новогодний.

С. Есенин

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Свернуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....

Мастер-класс «Степ-аэробика как нетрадиционная форма развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.  Задача: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказыва...

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников....