Работа с родителями по экологическому просвещению
консультация на тему

Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»), формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Экологическая культура – совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Термин «экология» оказался очень удачным, так как его можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом,  жилище, logos (логос) – наука. Позднее, данным термином стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).

Так как современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, то экологические связи, следовательно, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия невозможно полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
  2. помочь, понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека). Зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Образование в области окружающей среды утверждает представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

по экологическому просвещению.

Чемакина В.С., г.Торжок,

«МБДОУ детский сад № 12»

Интерес к экологии обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Для многих людей экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания и экологической культуры должно стать первостепенной задачей образования и воспитания. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

На этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.  Происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с родителями – постепенный и непрерывный процесс. Необходимо, чтобы родители стали добровольными помощниками в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе.

Просвещение родителей

в системе экологического образования дошкольников

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Конец ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного образования.

Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

  • формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Экологическая культура – совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Термин «экология» оказался очень удачным, так как его можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом,  жилище, logos (логос) – наука. Позднее, данным термином стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).

В то же время, человек – тоже живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии.

Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование.

Так как современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, то экологические связи, следовательно, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия невозможно полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
  2. помочь, понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека). Зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Образование в области окружающей среды утверждает представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения проблем.

Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не «вышколены» дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе. При этом на уровне дошкольного воспитания в особенности необходимо, чтобы учащиеся действительно приобрели способность обнаруживать проблемы своего окружения и решать их, как в ходе учебы, так и позже, став взрослыми гражданами и, возможно, приобретя тот социальный статус, при котором принимаются особенно важные решения.

У ребенка до 5 лет закладываются основы мировоззрения. Закладываются эти основы на базе того, что малыш видит вокруг себя, слышит вокруг себя, в чем принимает участие, как относятся к этому взрослые.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.  Экологическое  образование (просвещение)  родителей  – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.

Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;
  • совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

   Основные направления работы с родителями

Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Вместе с тем, многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении. В результате, ребенок начинает возражать воспитателям на занятиях, мотивируя это тем, что «так считает мама (папа)».

Разрыв между требованиями, предъявляемому к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так многие родители просят показать уголок природы. В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.

Таблица 1

Компоненты содержания экологического просвещения родителей

Познавательный

Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.

Ценностный

Природа как универсальная ценность для человека.

Значение природы в жизни человека.

Здоровье ребенка и природа, окружающая среда.

Человек – часть природы.

Формирование разумных потребностей.

Нормативный

Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях.

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

Деятельностный

Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках, экскурсиях, выращивании растений, уход за домашними питомцами.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для уголка экологии в группе.

Выполнение домашних заданий с детьми.

Совместное чтение литературы.

        

Реализация указанных в таблице компонентов проходит по нескольким направлениям:

  1. Экологическая информация.

Опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  1. данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
  2. информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  3. правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
  4. экология жилища;
  5. выращивание экологически безопасного урожая;
  6. комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  7. выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
  8. домашние питомцы, их содержание в доме и значение для ребенка;
  9. развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
  10. информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми: 

  1. Во время совместных экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
  2. участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
  3. совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Воспитатель рассказывает о роли животных, комнатных растений в воспитании ребенка, рекомендует родителям приобрести, по возможности, живое существо. Сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для уголка природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.
  4. выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Наши цветы», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Цветы – украшение земли»);
  5. природоохранные акции (уборка территории детского сада, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы в нашей группе детского сада.

В нашей группе работа с родителями по повышению экологической культуры ведется по следующим направлениям:

  1. Экологическое просвещение родителей:
  • консультации,
  • беседы,
  • дискуссии,
  • дни открытых дверей и другие.
  1. Совместная деятельность с детьми:
  • участие в экскурсиях,
  • участие в экологических праздниках,
  • выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы,
  • выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями.    

Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т.д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Доклад на тему:«Работа с родителями по экологическому просвещению в ДОУ»

Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников....

«Работа с семьей по экологическому просвещению в детском саду»

Экологическое образование дошкольниковтесно связано с процессомнепрерывного экологического просвещения родителей,направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи....

Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению" Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета"

Привлечь внимание к проблеме  негативного влияния  пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека. Сформировать  у ...

Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета" Автор: Зданович О.В.

ЦЕЛЬ: Привлечь внимание к проблеме  негативного влияния  пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека,  ЗАДАЧИ:- Сформироват...