"Дидактические игры в детском саду"
консультация на тему

Быстрых Елена Валерьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_didakticheskim_igram.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»

Консультация на тему:

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Выполнила: воспитатель первой   квалификационной категории

Быстрых Е.В.

Нижний Новгород

2017г.

Счастливое детство ребёнка – это залог его успешности в будущем, а для того чтобы детство было таковым центральное место в его жизни должна занимать игра. В раннем детстве у ребёнка есть огромная потребность в игре и её нам нужно обязательно удовлетворить и не потому, что «делу – время, потехе – час», а  для того, что именно в игре ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст – это сенситивный период для развития всей познавательной сферы, которое осуществляется в игре, где приобретаются новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия сенсорных эталонов и окружающего мира, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, физическому, эстетическому развитию и направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Любая деятельность, превращенная в игру, помогает лучше формировать и совершенствовать познавательные навыки у ребёнка, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а предметная игра – это основа становления ребёнка до 3 лет, где игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, которое происходит за счёт  представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, т.е. сенсорного развития ребенка. Дети 2-3 лет должны безошибочно осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.

Дидактические игры развивают монологическую и связную  речь детей, активируют словарь, формируют правильное звукопроизношение. В их процессе развивается память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, ведь развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Как правило, при организации игры у взрослых (родителей или воспитателей) возникает ряд трудностей: ребёнок не умеет или не любит играть, не проявляет интереса к сюжетно - образовательным игрушкам или однообразно с ними манипулирует. При этом игра несёт развивающую функцию и организуется по принципу решения игровых задач.

Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для её достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.).

В большинстве случаев все игры делятся на: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей первой младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т.д.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, разрезные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т.д. Затем задание немного усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы, изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например,  в игре  «Отгадай, кто это?» ребёнок взявший у водящего карточку, внимательно её рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Угадай,  кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.

Родители, уделяющие 15 минут ежедневно на дидактическую игру со своим ребёнком способствуют более быстрому его развитию. Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры.  В основном дидактические игры родители покупают в магазине, но можно использовать игры, сделанные своими руками. Поэтому выбирая игру, акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, культурно-гигиенические навыки. Чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения.