Главные вкладки

    Роль компьютерных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
    консультация на тему

    Богуш Светлана Алексеевна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_kompyuternyh_igr.docx26.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 муниципального образования Тимашевский район

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    АВТОР: Богуш Светлана Алексеевна

    Воспитатель подготовительной группы

    МБДОУ д/с №38

    Ст. Роговская.

    Роль компьютерных игр в развитии речи детей старшего

    дошкольного возраста.

         В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.

         В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры. Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка», необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду — это новейшая и актуальная проблема в российской педагогике. В настоящее время жизнь формулирует другие требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством. Целью дошкольного воспитания было гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, образование и последующее развитие направленной работы, главных новообразований возраста . Работа в детском саду имеет свою специфику:  она должна быть эмоциональной, яркой;  с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Ребёнок овладевает этим богатством активно, т. е. в процессе своей речевой практики. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения. Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютера здесь обладает неисчерпаемыми возможностями:  он погружает ребенка в особую ситуацию игры;  образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной. В дошкольном возрасте формирование речи ребенка — это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников — это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. Благодаря организации с ИКТ у детей происходит:  стимулирование речевой активности;  увеличение речевой деятельности;  появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста.

    Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка. Компьютерные игры помогают решить те речевые задачи, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно. В процессе выполнения заданий уточняются и закрепляются обобщающие понятия. Все это позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости, активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы.
    Это вызывает повышенный интерес к компьютерным играм и у детей и у взрослых, и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и активизировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах. 
        Таким образом, целесообразность и актуальность применения игровых компьютерных технологий в процессе развития речи у старших дошкольников очевидна.
       В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста используются компьютерные игры, упражнения и задания, направленные на формирование правильного звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, преодоление фонетико-фонематических нарушение речи и др.:

     «Определи звуки природы»;
     «Определи, чей голосок»;
     «Цепочка слов»;
     «Путешествие от А до Я»;
     «Определи первый звук в слове»;
     «Назови и покажи картинку с заданным звуком»;
     «Назови и покажи все предметы на картинке с заданным звуком»;
     «Выбери из двух слов правильное»;
     «Четвертый лишний»;
     «Вставь пропущенную букву»;
     «Раздели слова на слоги»;
     «Собери слово» и другие.
        В своей работе я очень широко использую компьютерные игры, направленные на совершенствование фонематических процессов у детей.

         Основными принципами при использовании игр явились: доступность, последовательность, системность, учёт возрастных особенностей и психо – физических возможностей, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, что в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие.

         На специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности с дошкольниками по воспитанию звуковой культуры речи я применяю следующие игры, которые распределены от простого к сложному:

    1.        Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения - «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие.

    2.        Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие.

    3.        Игры на различение звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и другие.

    4.        Игры на автоматизацию звуков: «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук», «Где спрятался звук», «Где живёт звук?».

    5.        Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.

         Игры с дошкольникам предлагаются в данной последовательности с постепенным усложнением. Самыми простыми играми для дошкольников являются игры первого периода. Наибольшую трудность вызывают игры последней группы, которые требуют активизации собственного опыта и реализации сформированных навыков. Использование компьютерных игр и игровых упражнений способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

         В условиях детского сада компьютерные игры можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности, организации образовательной деятельности детей в режимных моментах, совместной и индивидуальной  деятельности  педагога с дошкольниками.

         Таким образом, данные игры позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение компьютерных речевых игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи.

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.

    Ход игры:

    Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

    Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «ножик», «шуба», «кошка»; лишний – «ножик», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].

    Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

    Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)

    Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

    По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

    Игра «Назови первый звук в слове».

    Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

    Ход игры:

    Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.

    Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.

    Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

    Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

    (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

    Игра «Угадай, где звук [С]?»

    Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.

    Ход игры:

    Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

    Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.

    Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

    Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова)

    Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

    По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»), ребенок называет картинки, определяет позицию звука в словах.

    Игра «Сколько слогов».

    Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Начинаем игру. (Из граммофона появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.

    Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.

    Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

    Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает.

    Игра продолжается по аналогии.

         Итак, использование компьютерных игр позволит сделать процесс обучения и развития речи ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности образования, развития и воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

    Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

    Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

    РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений дошкольного возраста. Чтение художественной литературы способствует речевому развитию детей....

    Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

    В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...