Семейный мини-проект "Классическая музыка дома"
проект

Бирюкова Наталья Егоровна

Цель: Создание условий для формирования начал музыкально-художественной культуры детей, формирования творческой личности посредством восприятия классической музыки в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_mini-proekt_na_sayt.docx95.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                               «Детский сад №2» пгт. Нижний Одес

Семейный мини-проект

«Классическая музыка дома»

Авторы проекта:

Дети и родители старшей группы №8

Бирюкова Наталья Егоровна, музыкальный руководитель

        2021 год

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..….стр.4

2. Актуальность проекта…………………………………………………..…стр.5

3. Цель и задачи проекта…………………………………………………..…стр.6

4. Сроки реализации……………………………………………………….…стр.6

5. Этапы работы над проектом………………………………………………стр.7

6. Продукт проекта…………………………………………………………стр.10

7. Заключение………………………………………………………………..стр.12

8. Библиография……………………………………………………………..стр.13

9. Приложение……………………………………………………………….стр.14

Паспорт

муниципального конкурса семейных мини-проектов

«Классическая музыка дома»

Наименование проекта

Муниципальный конкурс семейных мини-проектов «Классическая музыка дома»

Основание для разработки проекта

- Конституция Российской Федерации

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 15 июня 1996 года №909

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р.

- Стратегия национальной политики в Республике Коми на период до 2015 года от 15 апреля 2015 года № 133-р.

- Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми от 13.12.2010 года № 310.

Разработчик проекта

Бирюкова Наталья Егоровна – музыкальный руководитель

Исполнители проекта

Дети группы №8, родители, музыкальный руководитель

Цель проекта

Создание условий для формирования начал музыкально-художественной культуры ребенка, формирования творческой личности посредством восприятия классической музыки в домашних условиях.

Задачи проекта

1. Расширение знаний детей о классической музыке, развитие восприятия музыкальных произведений разных эпох.

2. Развитие музыкальных способностей, эстетического вкуса, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта.

3. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.

4. Привлечение родителей к приобщению дошкольников к классической музыке.

5. Формирование единого детско-взрослого коллектива.

Срок реализации проекта

Сентябрь – октябрь 2021 года

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Реализация проекта обеспечит:

1. Создание условий для формирования начал музыкально-художественной культуры ребенка, формирования творческой личности посредством восприятия классической музыки в домашних условиях.

2.  Повышение интереса к классической музыке детей дошкольного возраста.

3. Повышение компетентности родителей  в сфере музыкального воспитания и образования детей.

4. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольных образовательных организаций, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

Содержание проекта

Информационная характеристика о проекте:

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

- по целевой установке – информационный, практико – ориентированный.

Вид проекта: творческий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта:

Педагог: Бирюкова Наталья Егоровна, музыкальный руководитель.

Воспитанники: старшей группа №8

Родители: старшей группы №8

  1. Введение

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от подделки, должно начинаться в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.

Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только программные произведения, но и классическую музыку, как детскую, так и не предназначенную специально для детей.

Возможности музыки огромные. Это особый мир. Это как бы космос искусства. По мнению учёных, дети самые глубочайшие философы: дошкольный возраст самый плодотворный для активного осмысления окружающего. А ведь восприятие именно классической музыки дает возможность ребенку приобщиться к музыкальной культуре, на высоком уровне развить его художественно-эстетический вкус.

Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы  мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.

2. Актуальность проекта:

Систематически классическую музыку дети слушают только на музыкальных занятиях, слушание классической музыки в режимные моменты, в самостоятельной деятельностипроисходит эпизодически, а в домашних условиях тем более используются недостаточно.

Формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствомслушания (восприятия) классической музыки дома.

   Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочьмалышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь-то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей в семье. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь  видеть красоту природы и оберегать ее.

   Ребёнку важно прочувствовать красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Для решения данной проблемы я разработала мини - проект «Классическая музыка дома».

3. Цель проекта: создание условий для формирования начал музыкально-художественной культуры ребенка, формирования творческой личности посредством восприятия классической музыки в домашних условиях.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

Для детей:

- расширение знаний детей о классической музыке, развитие восприятия музыкальных произведений разных эпох;

- развитие музыкальных способностей, эстетического вкуса, умения проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развитие творчества и креативности участников проекта;

- побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;

- ознакомление детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в том числе народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами;

- создание игровых, творческих ситуаций через импровизацию с использованием классической музыки;

- формирование единого детско-взрослого коллектива;

Для педагогов:

-создать условия, методическое обеспечение проекта;

- стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в домашней обстановке;

- создать мотивацию к занятию классическим искусством;

-вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме;

- оказать методическую помощь родителям

Для родителей:

- создание условий для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;

- организовывать семейные походы в театр.

4. Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2021 г – октябрь 2021 г.

5. Этапы работы над проектом:

План работы по реализации проекта

«Классическая музыка дома»

Направление      работы

Мероприятия

Сроки проведения

1 этап - подготовительный

Организация

подготовительной работы над проектом

1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по теме проекта.

2. Изучение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме.

3. Постановка целей и задач проекта.

4. Распределение материала на блоки, составление плана работы.    

1 неделя сентября 2021г.

2 неделя сентября 2021г.

2 этап - основной

Организация работы с родителями

1. Планирование работы родителей  с детьми.

2.Концерт преподавателей Детской школы искусств: «Музыкальная гостиная. П.И. Чайковский»

3. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора

необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

4. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

5. Оказание информационной и методической помощи родителям по разработке  и оформлению семейных мини-проектов.

6. Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».

7. Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.

4 неделя сентября 2021г.

1 неделя октября 2021г.

1 неделя

октября 2021г.

2 неделя

октября 2021г.

2 неделя

октября 2021г.

3 неделя

октября 2021г.

4 неделя

октября 2021г.

Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье

(Приложение 1)

План работы по взаимодействию МБДОУ «Детский сад №2» пгт. Нижний Одес и МБУДО «ДШИ» пгт. Нижний Одес

Выступление на родительском собрании: «Значение музыки в

семье», «Учимся слушать классическую музыку дома»

(Приложение 2)

буклеты

памятки

аудиотека, консультации

презентации

выставка, фотогазета

- Оказание информационной и методической помощи родителям по разработке  о оформлению семейных мини-проектов.

Наглядно – информационный материал для родителей:

  1. Буклет «Как научить ребенка понимать классическую музыку» (Приложение 3)
  2. Памятка ««Немного о музыкальной терапии»,

«Рисуем музыку» (Приложение 4)

- Организация тематической выставки детских рисунков «Мы рисуем музыку»

2 неделя

октября 2021г.

Создание базы данных:  «Совместное посещение концертных залов, музыкальных театров родителей совместно с детьми»  (создание фотовыставки Фотовыставка «Первые шаги в мир классической музыки….»)

3 неделя

октября 2021г.

фотоотчет

Домашние мини-презентации «Слушаем, рисуем классическую музыку дома»

3 этап

Мониторинг

результатов

проекта

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

4 неделя октября 2021г.

Создание презентации семейного мини-проекта «Классическая

музыка дома»

4 неделя октября 2021г.

Музыкальный руководитель.

6. Продукт проекта:

Для детей:

— Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»

— Фотовыставка «Первые шаги в мир классической музыки….»

Для музыкального руководителя:

— презентация проекта.

Для родителей:

— Фото и мини презентации

Ожидаемый результат в ходе реализации проекта:

Дети:

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами

• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

• находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов

• Различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки

• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике

• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора,

• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;

• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;

Родители:

• активный и заинтересованный участник педагогического процесса

• повышение общей и музыкальной культуры

• проявляет интерес к классической музыке

• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства

• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы

• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.

Для детей:

— Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь;

— Создание атмосферы праздника во время посещений концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.

— Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов –классиков;

Для педагогов:

— Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и  создание условий для этого.

— Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;

— Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.

Для родителей:

— Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.

7. Заключение

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами - музыкантами, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

На начальном этапе вхождения в музыку важен эмоциональный отклик, интуитивное чувствование музыки ребенком. Поэтому, в репертуар для слушания необходимо включать для детей сложные инструментальные сочинения и не бояться, что дети такую музыку не воспримут; не ограничиваться кругом вокальных сочинений, якобы доступным детям ввиду присутствия текста.

Целью проекта «Классическая музыка дома» является формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду, а так же помогает использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании дошкольников. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь, активный словарь пополнится новыми словами. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов и родителей – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

8. Библиография

  1. Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»
  2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  3. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
  4. Радынова О. П. Слушаем музыку. М., 1990.
  5. Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Как Вы думаете, что такое искусство?

2. Каким видам искусства в Вашей семье отдаете предпочтение Вы и Ваши дети? Почему?

3. Какие стили, направления Вам знакомы?

4. Всем ли нужно искусство?

5. Разговаривают ли в Вашей семье об искусстве? Как часто?

6. Может ли искусство плохо воздействовать на человека?

7. Считаете ли Вы необходимым включать занятия искусством в работу с дошкольниками? Что это дает?

8. Влияет ли любовь к какому-либо виду искусства на характер человека, его образ жизни?

9. Как Вы думаете, способно ли искусство изменить человека? В какую сторону?

10. Вправе ли взрослый вмешиваться в тяготение ребенка к искусству?

11. Организовываете ли Вы совместные с семьей посещения заведений искусства?

12. Есть ли у Вашего ребенка дома фонотека с записями для прослушивания, которым отдает большее предпочтение, уголок для рисования и творчества, занятия любимым делом?

13. Собираетесь ли Вы отдавать своего ребенка в Школу искусств? Если нет, почему?

Приложение 2.

Выступление на родительском собрании по теме:

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В СЕМЬЕ»

 Подготовила музыкальный руководитель  Бирюкова Н.Е.

 

Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.

Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.

Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г. Нейгауза:   «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом, устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Гак в Древнем Китае понимали значение музыки.

В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы — родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование. Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это — лесной ручеек. Все  множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат - «ш-ш-ш»).

Так и в древности — человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук — красивый и протяжный. Вели, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.

Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним — вы сами услышите, как рождается музыка.

Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе — не сомневайтесь, все это вы услышите в ней.

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

-обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями.

вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа.

сформировать основы музыкальной культуры;

-развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность):

-способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессиональною обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются oбогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Пели ребенок слышит народные мелодии с ранней) детства, он. естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красот) классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную, как взрослую, так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой. Например:

«Детский альбом» П.И. Чайковский

«Карнавал животных» К.Сенс - Санс

•     куры и петухи

•     королевский марш льва

•     лебедь

•     антилопы

•    слон

•    длинноухие персонажи

•     кенгуру

•     аквариум

•     кукушка в чаще леса

«Кукушка» Л.Дакен

«Песнь жаворонка» П.И.Чайковский

«Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский

«Пение птиц» Ж.-Ф. Рамо

«Бабочки» Ф.Куперен

«Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков

«Утро» Э.Григ

«Лунный свет» К.Дебюсси

«Времена года» Л.Вивальди

«Весенняя» Ф.Мендельсон

«Весной» Э.Григ

•     «Волшебное озеро» А.Лядов

•     «Ручеек» Э.Григ

•     «Шествие гномов» Э.Григ

•     «В пещере горного короля» Э.Григ

•     «Вальс цветов» П.Чайковский

•     «Тамбурин» Ж.-Ф.Рамо

•     «Музыкальная табакерка» Л.Даргомыжский

•     «Петрушка» Э.Вилла-Лобос

«Маленький негритенок» К.Дебюсси

«Юмореска» А.Дворжак

«Мелодия» Х.Глюк

«Королевский вальс» И.Штраус

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.

В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, гуманизировать стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.

Только с Вашим небезразличным участием мы, музыкальные руководители, сможем воспитать в Ваших детях любовь к искусству, к ею многогранным образам и краскам. 

«УЧИМСЯ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ДОМА»

     Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

     На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Приложение 4.

Памятка для родителей «Рисуем музыку»

Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или предложить ребенку или даже группе детей.

Рисование музыки и релаксация

Выберите приятную мелодию, которая дарит вам спокойствие и умиротворение, найдите спокойное место, расслабьтесь и погрузитесь в музыку. Когда вы почувствуете единение с музыкой можно начинать рисовать. Лучше взять лист бумаги формата А3 для акварели. Лист можно смочить водой перед рисованием, и  открыть краски.

Ваша рука с кистью должна следовать за музыкой. Каждый новый звук — это движение кисти, каждый новый инструмент — это новый цвет. Рука двигается изображая музыкальный рисунок, как бы продолжая звуки на бумаге. Будьте сосредоточены на звуках и в то же время расслаблены. Линии, штрихи и пятна будут выливаться из под вашей кисти как музыка выливается из динамика. Они могут быть прерывистыми или плавными, светлыми или темными, насыщенными или бледными. Все зависит от ваших чувств, вашего воображения, мироощущения и цветовосприятия. Когда работа будет закончена, посмотрите на неё целиком. Какие чувства она у вас вызывает? Какая часть картины наиболее приятная и почему? Если ваша картина получилась приятной и умиротворяющей, то вы можете повесить её на видное место и возвращаться к ней, когда вам тревожно или грустно.

Рисование музыки с детьми

Если вы предложили рисование музыки детям, то будьте готовы, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточните какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или подвигать кистями в воздухе. Эти простые упражнения предадут им уверенности.

Во время работы обязательно хвалите детей и поддерживайте их, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.

После окончания рисования работы обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета, линии и формы были использованы для её изображения. Изменилось ли настроение ребят после выполнения задания.

Рекомендуемые мелодии:

Глинка «Жаворонок»

Чайковский «Подснежник»

Рахманинов «Испанская полька»

Штраус  Увертюра «Маленькая мышь»

Моцарт «Турецкое рондо»

comp_928715_big_e261a1605aaf35d038a2f682b125fb58.jpg

Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы.

Выполните с ребенком такое интересное задание: послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских классиков: П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Д. Кабалевского).

Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким – либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные вечера любителей музыки

Ду­ховное сближение родителей и детей на основе любви к музыке  поможет остановить процесс от­чуждения родителей и детей друг от друга....

Выступление «Комплексный подход в деятельности социального педагога по семейному устройству воспитанников детского дома»

В настоящее время одним из важных направлений государственной политики в социальной сфере является обеспечение права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитывать...

«Комплексный подход в деятельности социального педагога по семейному устройству воспитанников детского дома»

В настоящее время одним из важных направлений государственной политики в социальной сфере является обеспечение права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитывать...

ПОЛОЖЕНИЕ о семейном клубе любителей музыки "ЛИРА"

ПОЛОЖЕНИЕо семейном клубе любителей музыки"ЛИРА"...

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)...

Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком»

Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком» Карантин …сидим дома. Может это вы, родители, устали и ничего не хотите. А ваш талантливый малыш хочет играть…Пред...

Консультация "Музыка дома. Музыка на кухне"

Консультация для родителей...