Родительское собрание: «Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (средняя группа) по теме

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников»

Цель собрания:  вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 

Задачи собрания:

- заинтересовать родителей экспериментированием в домашних условиях.

-формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.

Материал:

- белые халаты и шапочки на каждого ребёнка

- шапка профессора «менторка» (для воспитателя)

- подарочные коробочки (от маленькой до большой 4-5 штук)- конфеты

- мультимедийный проектор

(предметы и материал для каждого опыта прописан в конспекте)

Предварительная подготовка:

- оформить каждому родителю приглашение выполненное детьми в виде аппликации;

- оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты на кухне»;

- закрепить с детьми правила поведения во время проведения экспериментальной деятельности.

Ход собрания

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.

- Наша с вами встреча будет необыкновенной и приятной.  Совсем не за горами то время, когда ваш ребёнок пойдёт в школу. И я думаю, что каждый родитель хотел бы, чтоб его ребёнок не просто учился, а успешно учился.

- Учителя начальных классов обозначают проблему, что дети, приходя в школу, имеют недостаточные знания об окружающем мире, исчезли «почемучки», которые могли бы задавать вопросы, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого находить на них ответы.

Поэтому процесс воспитания дошкольника направлен на поиск таких форм организации работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

-Одной из таких форм, которую мы используем в педагогической работе, стала детская экспериментальная деятельность, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

-В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся с детьми различные опыты и эксперименты.

- Сегодня мы с детьми познакомим вас с теми некоторыми опытами, которые нам больше всего нравятся.

- Для этого, уважаемые родители, я приглашаю вас, окунуться в мир детства.

- Нам нужно разделиться на три команды и пройти в нашу «Лабораторию научных чудес» (родители проходят в «лабораторию» и занимают места за столами).

- А теперь, я хочу пригласить главных «Знаек» нашего детского сада (звучит песня-заставка «В каждом маленьком ребёнке» из мультфильма «Обезьянки», заходят дети в белых халатах и шапочках на голове, занимают места рядом с родителями).

- Ну, а я превращаюсь в профессора «Знаек» (воспитатель надевает шапку профессора «менторку»).

- Итак, уважаемые младшие лаборанты, вы готовы к научно-исследовательской работе? (ответы)

- Тогда, проходите и занимайте места около старших лаборантов, своих родителей.

- И прежде, чем перейти к опытам и экспериментам, нам необходимо вспомнить правила безопасности:

Быть осторожными со стеклянными предметами!

Ничего не пробовать на язык!

Не вдыхать знакомые и незнакомые вещества!

- Ну что, готовы? (ответы взрослых и детей)

- Тогда переходим к нашим опытам и экспериментам.

ЗАДАНИЕ 1:

- Отгадайте загадку.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим… (воздух)

- Правильно, воздух.

- Видим ли мы воздух? (ответы детей и родителей: нет, воздух невидимый)

- А есть ли у воздуха цвет? (ответы детей и родителей: нет, он бесцветный).

- А где находится воздух? (участники дают ответы).

- А как вы думаете, есть ли воздух в организме человека? Чтобы это узнать, проделаем небольшой эксперимент.

Опыт-эксперимент «Подушка из пены»

Ход опыта: Для этого вам нужно, капнуть в тазик с водой несколько капель жидкого мыла, а затем осторожно всё перемешать. А теперь опустите конец трубочки в тазик с водой дуйте в мыльную воду (дети и родители выполняют).

-Что произошло с водой? (появились пузырьки, пена.)

-Откуда появились пузырьки? (мы выдули их из мыльной воды).

- Правильно, мы вдыхали воздух в себя, а затем выдыхали его через трубочку, направленную в мыльную пену.

- А теперь давайте посмотрим у кого пена выше и пышнее? (воспитатель проходит, смотрит, оценивает).

- Ваш вывод, уважаемые исследователи? (мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков).

-Молодцы, очень хорошо справились с работой, хорошие подушки из пены сделали.

- А теперь, попробуйте положить на свои подушки кусочки ваты (кладут, и они держатся на пене).

- А теперь положите по голышу, что случилось? (голыши провалились в тазик).

- Ваш вывод, уважаемые исследователи? (мыльная пена может быть и высокой, но держит только легкие предметы).

- Молодцы, и теперь переходим к следующему заданию.

ЗАДАНИЕ 2:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.. (воздушный шар)

- Правильно, воздушный шарик. Многие праздники проходят с воздушными шариками. Любят с ними играть и взрослые и дети. Но сейчас мы будет не играть с ними, а проводить опыт.

- Ваша задача, уважаемые «Знайки», наполнить шарики воздухом, т.е. надуть, а затем постараться проколоть их иголкой так, чтобы они не лопнули.

Опыт-эксперимент «Волшебное протыкание шарика»

Дети и родители пробуют выполнить задачу.

- Ну что, получилось у вас, сохранить ваши шарики? (ответы, предположения детей и родителей).

- А я могу доказать, что шарик может и не лопнуть при его прокалывании.

Демонстрирую опыт с прокалыванием шарика.

Ход опыта: Надуть шарик, размерами не превышающий длину шпажки. После этого завязать шарик, чтоб он не сдувался. Затем аккуратно проткнуть шарик рядышком с хоботком шарика, так как там идет уплотнение, и шарик не лопнет. После аккуратно проткнуть шарик с другой стороны, где он уплотнен.

Вывод: скотч не даёт давлению разорвать шарик, а сама иголка закрывает дырочку и не даёт воздуху выходить наружу.

- Ребята, а какие ещё с воздушным шариком можно провести эксперименты? (ответы детей).

- Уважаемые «научные сотрудники», скажите вы любите купаться? А для того, чтобы не утонуть, вы что делаете? (ответы родителей и детей).

- Вот сейчас мы с вами проведём эксперимент с яйцом «Ловкий пловец».

- А ловким пловцом у нас окажется: обыкновенное сырое куриное яйцо.

ЗАДАНИЕ 3:

- Возьмите и погрузите яйцо в одну из банок.

- Что произошло? (яйцо опустилось на дно).

- А в другую банку добавьте 3 ст. ложки соли, хорошо размешайте, а затем вновь опустите яйцо в воду (участники проделывают).

- Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность?

Вывод: вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Плотной она стала из-за соли. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода.

- Ну, что не устали? Тогда переходим к следующему заданию.

- Ребята, мы уже узнаем, что обыкновенная вода удивительное вещество.

- Какой вода может быть? (ответы детей: бесцветной, прозрачной, сладкая, солёная, горячая, холодная, безвкусная).- А цветной может быть? (ответы детей).

- Правильно, может, если в ней растворить красители. Но сегодня мы проведём с вами опыт, который покажет нам, что краски в воде могут и не смешиваться.

- Этот опыт называется «Светофор в стакане».

Для этого понадобится: 3 пластиковых стакана, каждый стакан заполнен водой на 1/3 часть, сахарный песок, шприц или столовая ложка.

Ход опыта:

В пронумерованные стаканы (1,2,3) добавим сахарный песок: в стакан под №1- 3 столовые ложки, в стакан под №2 – 4 столовые ложки, в стакан под №3 – 5 столовых ложек.

Поставьте все стаканы по порядку. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Хорошенько, чтобы весь сахар разошёлся: перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2 стакан, зелёную краску в 3 стакан, и снова всё перемешайте.

Теперь возьмите шприц, и аккуратно, вливайте окрашенную воду в стакан. Первый слой будет зелёным, потом жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

- Уважаемые научные сотрудники, в чем же секрет? (высказывают предположения, выводы).

Вывод: Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

- А сейчас мы с вами выполним последнее наше задание – опыт, который называется «Цветочная поляна».

ЗАДАНИЕ 4:

- Сегодня мы будем распускать бумажные цветы.

Для этого нам потребуются:

• цветная бумага;

• ножницы;

• миска с водой.

Ход опыта: Для начала вырежем из бумаги цветы и согнем лепестки так. Теперь опустим эти цветы в воду и будем наблюдать за тем, как они «распускаются».

Участники выполняют опыт. Профессор проходит и контролирует их работу.

- Почему же так происходит?

- Ну что ж, работа закончена. А теперь давайте сделаем вывод (участники выдвигают свои версии, предположения).

Вывод: Бумага начинает намокать в местах сгиба и распрямляется.

- Молодцы, уважаемые исследователи, вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь, пришло время отдохнуть и поиграть. Я приглашаю всех «научных сотрудников (детей и взрослых)» выйти на середину и встать в круг.

Игра «Волшебная коробочка»

Ход игры: Дети и взрослые встают в круг и передают друг другу коробочку, в это время играет весёлая музыка. Когда музыка прекратилась, тот, у кого в руках волшебная коробочка, раскрывает одну из них — первую, игра продолжается до тех пор, пока все коробочки откроются. Игрок, которому повезло, он раскрыл последнюю коробочку с призом (вместе с призом лежит план схема маршрута до клада). Дети двигаются по заданному маршруту и находят клад (конфеты) в группе на столе или каждый в своём шкафчике (сопровождает их второй воспитатель).

Воспитатель продолжает собрание.

- Уважаемые родители, вам понравилось участвовать в проведении опытов?

- Кто-то раньше проводил данные эксперименты? Как, по-вашему, что испытывали дети, когда участвовали в совместном проведении опытов? (ответы детей).

- Совершенно верно, дети испытывали удовольствие от опыта, его результата, а главное у них была радость от совместной работы с самыми дорогими и близкими ему людьми, родителями.

-Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

-Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

- Для вас, уважаемые родители, мы подготовили буклеты, которые вы можете взять домой и, хорошенько изучив их, применять на практике.

Рефлексия

- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

- В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

- Наша встреча на этом заканчивается. Желаем успехов в познании мира вам и вашим детям!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

"Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Материал о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситу...

"Опыты и эксперименты-как средство развития познавательных процессов"

Этот материал могут использовать воспитатели в старших группах...

"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вов...