Главные вкладки

    Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры
    методическая разработка на тему

    Наумова Анастасия Андреевна

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_publikatsii.docx20.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание  сенсорной  культуры  детей раннего возраста  в  области  восприятия  цвета  через  дидактические  игры.

      В  соответствии  с  действующим  федеральным  государственным   образовательным  стандартом  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция  образования, обеспечивающая  становление  личности  ребенка  и  ориентирующая  педагога  на  его  индивидуальные  особенности.

    В  ООП  ДО  комплексно  представлены  все  основные  содержательные  линии  воспитания  и  образования  ребенка.  Отдельным  разделом  в  содержании  образовательной  области  «Познание»  представлено  «Сенсорное  развитие»,  которое  направлено  на  формирование  у  детей  всех  возрастных  групп  познавательных  интересов  и  на  их  интеллектуальное  развитие.

    Сенсорное  развитие  является  условием  успешного  овладения  любой  практической  деятельностью.   А  истоки  сенсорных  способностей  лежат  в  общем  уровне  сенсорного  развития,  достигаемого  в  младшем  дошкольном  возрасте.  Период  первых  3-х  лет – период  наиболее  интенсивного  физического  и  психического  развития  детей.  В  этом  возрасте  при  соответствующих  условиях  у  ребенка  развиваются  различные  способности:  речь,  совершенствование  движений.  Начинают  формироваться  нравственные  качества,  складываться  черты  характера.  Обогащается  сенсорный  опыт  ребенка  посредством  осязания,  мышечного  чувства,  зрения,  ребенок  начинает  различать  величину,  форму  и  цвет  предмета.

    Цвет - это  одна  из  сложных  характеристик  для  детского  восприятия.  Восприятие  цвета  отличается  от  восприятия  формы  и  размера,  прежде  всего  тем,  что  оно  может  осуществляться  только  при  помощи  зрительной  ориентировки.  Иными  словами,  цвет  обязательно  надо  увидеть.  В  связи  с  этим  усвоение  сенсорных  эталонов  цвета  происходит  медленнее  и  сложнее.

       На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  проблеме  осуществлялись  с  различных  сторон.

    В  начале  17  века  чешский  педагог  Ян  Амос  Коменский  впервые  рассмотрел  вопросы  целенаправленного  формирования  у детей  чувства  цвета.  Он  считал,  что  формирование  у  детей  интереса  к  цвету  должно  осуществляться  постепенно  и  строиться  с  учетом  возрастных  особенностей.  По  мнению  Я.А.Коменского,  цвет  имеет  болшое  значение  в  развитии  эстетического  восприятия  детей  и  может  выступать  для  ребенка  как  один  из  признаков  предмета.  Поэтому  отношение  детей  к  цвету  может  строиться  на  основе  их  отношения  к  данному  предмету

     (  ребенку  понравился  по  вкусу  ярко-красный,  сочный  помидор,  и  на  основе  этого  он  положительно  относится  к  красному  цвету).

    Взгляды  Я.А. Коменского  полностью  разделял  немецкий  педагог  Фридрих  Фребель.  Для  обучения  детей  восприятию  различных  цветов  и  оттенков  Ф.Фребель  предлагал  специальные  методы  и  приемы.  Ф. Фребелю  принадлежит  одна  из  первых  классификаций  последовательности  называния  детьми  цветов.  (Прежде  всего,  называется  чистый  цвет  сам  по  себе  (красный,  зеленый  и  т.д.  Затем  называются  цвета  по  их  внутренней  силе  (темный,  светлый  и  т.д.,  и  в  конце – отдельные  цвета  по  их  видам  смешивания.)

    Большое  значение  воспитанию  чувства  цвета  придавала  итальянский врач, педагог,  ученый, философ  Мария  Монтессори.  Она  считала,  что  формирование  чувства  цвета  играет  значительную  роль  в  психофизическом  развитии  ребенка,  но  это  развитие  не  происходит  само  по  себе,  а  требуются  специальные  усилия  педагога.  М.Монтессори  считала,  что  эффективная  работа  по  формированию  у  детей  умения  различать,  называть  и  использовать  различные  цвета  и  оттенки  возможна  только  при  наличии  специальных  дидактических  средств.  Впервые  в  истории  педагогики  М.Монтессори  были  разработаны  наглядно-дидактические  материалы  для  работы  с  детьми.

    Содержание  и  методика  развития  цветового  восприятия  детей,  усвоение  ими  цветовых  эталонов,  знаний  о  цветах  и  способах  их  получения  были  подробно  изучены  в  отечественной  науке  в  результате  проведения  исследований  по  сенсорному  воспитанию.

    Большая  заслуга  ученых  Николая  Матвеевича  Щелованова  и  Нины  Михайловны  Аксариной  заключается  в  том,  что  они  обосновали  теоретическое  положение  советской  педагогики  и  психологии  о  ведущей  роли  воспитания  и  обучения  в  развитии  ребенка  применительно  к  раннему  возрасту.  Это  способствовало  развитию  исследований  в  области  педагогики  раннего  детства.

    Психолог  Александр  Владимирович  Запорожец  полагал,  что  восприятие  свойства  предмета  (в  том  числе  цвета)  строится  на  основе  перцептивных  действий,  включающих  сравнение  предметов  окружающего  мира  с  сенсорными  «мерками»  или  эталонами,  круг  которых  расширяется  в  процессе  развития.  (Под  сенсорными  эталонами  обозначаются  обобщенные  сенсорные  знания.  Сенсорный  опыт,  накопленный  человечеством  за  всю  историю  своего  развития).  

    Большой  вклад  в  развитие  теории  восприятия  свойств  предметов  сделан  учеником  А.В.Запорожца – советским  психологом  Леонидом  Абрамовичем  Венгером,  который  развил  учение  о  сенсорных  эталонах,  которые  приобретают  функции  «образцов»,  «мерок»  и  помогают  зафиксировать  особенности  объектов  при  сопоставлении,  сличении  свойств  того  или  иного  предмета  на  основе  данной  системы  цветов.

    Изучением  особенностей  развития  сенсорных  способностей  посредством  дидактических  игр  и  в  процессе  предметной  деятельности  занимались  такие  ученые  как  Эмма  Георгиевна  Пилюгина,  Евгения  Ильинична  Радина,  Светлана  Леонидовна  Новоселова,  Галина  Григорьевна  Григорьева  и  другие.

    В  современной  системе  сенсорного  воспитания  наряду  с  учебными  занятиями  определенное  место  отводится  занятиям  иного  характера,  которые  проводятся  в  форме  организованных  дидактических  игр.  На  занятиях  такого  рода  сенсорные  и  умственные  задачи  воспитатель  ставит  перед  детьми  в  игровой  форме,  связывает  с  игрой.  Развитие  восприятий  и  представлений  ребенка,  усвоение  знаний  и  формирование  умений  происходит  не  в  процессе  учебной  деятельности,  а  в  ходе  интересных  игровых  действий.  А  как  известно,  игровая  форма  обучения – ведущая  на  ступени  раннего  детства.

       Формирование  цветового  восприятия – одна  из  важных  педагогических  проблем,  требующих  решения  как  на  теоретическом,  так  и  на  практическом  уровне.

       Из  вышесказанного  следует,  что  только  при  систематическом  и  последовательном  использовании  дидактических  игр  у  детей  будет  формироваться  цветовосприятие,  умение  пользоваться  эталонами  цвета  как  системами  чувственных  мерок  для  анализа  окружающего.

       Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии  с  ФГОС  ДО  успешно  прослеживается  во  всех  образовательных  областях:

    1. Социально-коммуникативное  развитие происходит через  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;
    2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;
    3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря;
    4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия;
    5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

    Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

    Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

    Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

    Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

    практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

    Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

    Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

    конспект НОД "Рано-рано утречком вышла мама Курочка"

    Разработка конспекта НОД по духовно - нравственному воспитанию, познавательному развитию "Рано - рано утречком вышла мама Курочка"...

    Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

    С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...