Что такое гиперактивность?
материал на тему

Варфоломеева Светлана Вячеславовна
Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое гиперактивность?

Как мы, взрослые, можем скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ - это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность.

Такие дети имеют довольно хорошие интеллектуальные способности, но отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуаёёльных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей учебной деятельности.

Влияние семьи на развитие СДВГ у детей

Семья является основной средой жизни ребенка и определяющим фактором формирования  личности и ребенка, соответственно, его будущего.

В каждой семье свои привычки и правила общения с детьми.

Стили родительского поведения. Существуют семьи, в которых сформировались такие стили взаимодействия детей и родителей, что становится нелегко жить любым, даже самым послушным и покладистым детям, гиперактивных же детей такие варианты общения приводят к полному разрыву контактов с родителями.

Авторитарный - самый неподходящий для гиперактивного ребенка стиль общения. Он характеризуется высокой степенью родительского контроля, когда превалируют запретительные требования. Такие родители наказывают детей за невыполнение требований. При этом используют и психологические, и физические наказания. Авторитарные родители, как правило, не считаются с ребенком, не выбирают выражения, не скрывают своего раздражения и злости. Нередко поведение гиперактивных детей в таких семьях становится причиной конфликтов между родителями и другими членами семьи, и это осложняет ситуацию. Детей наказывают, часто бьют. В итоге поведение ребенка изменяется, но таким образом, что в дальнейшем осложняются и социальная адаптация вне семьи, и социальное взаимодействие.

Либеральный тип общения в семье характеризуется тем, что родители стараются во всем потакать ребенку, исполняют любое его желание, боятся ему противоречить. В такой ситуации гиперактивный ребенок, который очень нуждается во внешней регламентации, которому необходимы четкие ориентиры и требования, теряется и также становится неуправляемым.

Индифферентный, или отстраненный, стиль общения характеризуется отсутствием взаимодействия обоих родителей с ребенком, а чаще отцов, которые просто безразличны к собственным детям. Нередко такие отцы видят своих детей только несколько минут в день. Гиперактивный ребенок раздражает таких родителей, его поведение вызывает гнев, но разрешение всех проблем возлагается на мать ребенка. Этот вариант противоположных несогласованных действий родителей разрушает взаимодействие и наносит большой вред психическому здоровью ребенка, усугубляя все проблемы гиперактивности.

В свою очередь, неадекватные условия социального развития не только обостряют все проявления синдрома и ухудшают взаимоотношения ребенка с окружающими, но и формируют озлобленного, агрессивного, неуверенного в себе подростка. Подростка, не способного на ответственные решения, высоко предрасположенного к негативному влиянию со стороны асоциальной среды, в которую входят как сверстники, так и взрослые.

Наиболее адекватным в общении с гиперактивным ребенком является авторитетный стиль общения, при котором высокая степень контроля, внимания к ребенку сочетается с теплотой, поддержкой, терпением. Такие родители считаются с ребенком, внимательно наблюдают за его состоянием, готовы прийти на помощь. Они не приказывают, а объясняют, создают условия, в которых гиперактивному ребенку легче сосредоточиться, организовать свою деятельность.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды

и окружающей обстановки в семье.

1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

1. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

2. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту" (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что при создании благоприятных условий к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства . врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

 

Понимание природы СДВГ - как расстройства, прежде всего, мотивации. Является основой поведенческого руководства родителей, делающим возможной компенсацию мотивационного дефицита ребенка с СДВГ путем применения дополнительных внешних систем мотивации.

                               

Для создания благоприятных условий развития  детей с СДВГ родителям необходимо:

1. Понять своего ребенка и обусловленные СДВГ особенности его

    поведения;

2. Наладить отношения с ребенком;

3. Разработать стратегию управления поведением ребенка с целью  

    уменьшения проблем в поведении;

4. Выработать и воплощать эффективную стратегию воспитания    

    ребенка и обучения  его  жизненно важным социальным, учебным и  

    другим навыкам, в развитии положительной  самооценки ребенка,

    раскрытии его способностей;

Поведенческие техники для детей с СДВГ

Поведенческая терапия для детей с СДВГ

Детям с СДВГ может требоваться помощь в организации их жизни. Таким образом, некоторые простые внешние влияния для детей с СДВГ могут быть следующими:

1.Создайте расписание. Следите за тем, чтобы у Вашего ребёнка были одинаковые обычные занятия каждый день. В расписание должно быть включено время на выполнение заданий и время для игр и отдыха. Поместите это расписание где-то на видном месте в доме.

2.Помогите своему ребёнку организовать его повседневную жизнь. Вместе с ребёнком определите в доме конкретные места для разных занятий, в том числе и определите места для хранения вещей.

Помните, что детям с СДВГ необходимы чёткие правила, которым они должна следовать. При выполнении всех правил ребёнка стоит вознаграждать.

Управление поведением детей с СДВГ дошкольного возраста, осуществляется по двум основным принципам:

  1. Моделирование поведения при помощи поощрений и разумного вознаграждения за хорошее поведение. Наилучшим образом этот принцип срабатывает, если его применять непосредственно после демонстрации ребёнком хорошего поведения.
  2. Подкреплять факт плохого поведения, позволив ребёнку ощутить последствия, которые оно влечет.

Стратегии управления поведением для детей дошкольного возраста

  • Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и определённый порядок вещей в окружающей ребенка среде. Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например – визит родственников, поездка в магазин, отпуск.
  • Четко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности.
  • Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-либо задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например, разрешение заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в качестве вознаграждения.
  • Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности.
  • Некоторые родители считают, что использование таймера во время определённой деятельности – это хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игор помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий также может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение.

Поведенческие техники для детей с СДВГ

 Стратегии управления поведением для детей от 6 до 12 лет.

Стратегии управления поведением для старших детей могут включать следующие приемы:

  • Постарайтесь, насколько это возможно, давать чёткие указания и разъяснять задачи, которые Вы ставите ребёнку на протяжении дня. Если задача сложная или рассчитана на длительное время, её стоит разбить на этапы, что упростит её понимание. При этом стоит помнить, что по мере того, как ребёнок учится сам управлять своими задачами, этапы можно делать сложнее и насыщеннее.
  • Должным образом вознаграждайте ребёнка за хорошее поведение и за выполнение поставленных задач. Наладьте чёткую систему вознаграждений (баллы, звёздочки), чтобы ребёнок понимал, что его ожидает за выполненную задачу или за хорошее поведение.
  • Помните, что с возрастом ребёнок становится более чувствителен к тому, как к нему относятся и как его оценивают окружающие, поэтому он/она может испытывать неловкость или стыд, если Вы начнете воспитывать его на глазах у других людей. У Вас должен быть чёткий план того, как стоит наказывать ребёнка за плохое поведение и ослушание, чтобы окружающим это не было заметно. Установка определённых последствий за определённое плохое поведение это наилучший метод справедливого и последовательного отношения к Вашему ребёнку.
  • Постоянно общайтесь с учителями Вашего ребёнка, чтобы предупредить выработку у ребёнка определённых стандартов плохого поведения, которые впоследствии могут стать существенной проблемой и чтобы предупредить сильное разочарование учителей в вашем сыне/дочери.
  • Старайтесь всегда подавать хороший пример. Детям с СДВГ ролевые модели поведения необходимы гораздо больше, чем их сверстникам. Поэтому пример взрослых для них очень важен.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
(шпаргалка для взрослых,Лютова Е,  Монина Г.)


1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2.Уменьшить  рабочую нагрузку ребенка.
3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4.Быть драматичным, экспрессивным  родителем и педагогом.
5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
7.Использовать тактильный  контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Игры для гиперактивных детей

«Найди отличие» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Гвалт» (Е.В. Коротаева)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику – по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Разговор с руками» (И.В. Шевцова)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Слушай хлопки» (М.И. Чистякова)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Слалом-гигант»

Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.

Из стульев делают две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в двух направлениях спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...