Семинар по пальчиковой гимнастике "Пальчики играют"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сиразутдинова фарида Гадиловна

Семинар для родителей дошкольников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Пальчиковые игры в раннем и дошкольном возрасте»

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой

гимнастикой?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через некоторое время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко – тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.

         3.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

4.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

5.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

6. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

         7.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

8. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

Игры могут быть с предметами и материалами, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, - бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т.д. Можно нажимать на резиновую грушу, разминать тесто, пластилин, глину, вдавливать детали в пластилин, мять или рвать бумагу, нанизывать кольца, шарики на стержень, сортировать мелкие предметы, пересыпать сыпучие материалы, опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, использовать конструкторы, паззлы, мозаику, шнуровки, волчки, отстёгивать и пристёгивать прищепки, показывать театр на пальчиках и многое другое.

Можно использовать пальчиковые загадки. Складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и узнаваемы. Например, флажок, очки, бинокль, стол, стул, бочка, зайчик, коза, собака и т.д. Потом, с помощью этих фигур придумывать и показывать различные истории. Например, «Как украшали ёлку».

Скоро Новый год. Папа принёс домой большую, пушистую ёлку. Аня и Володя стали наряжать лесную красавицу. Сначала они повесили разноцветные шары. Аня достала из коробки сосульки и маленькие лесные домики. Володя прикрепил к ветке стеклянный кораблик. Потом ёлку украшали колокольчиками и фигурками животных: зайца, кошки, лисы. Аня посадила на ветки улитку и петуха. В конце Володя встал на стул и развесил блестящие цепочки  и яркие флажки. Ёлка получилась - просто загляденье!

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения  без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. "Пальчики здороваются" -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги.

И, конечно же, широко используем пальчиковые игры с речевым сопровождением, потешки, стихотворения, рифмованные истории: «Сорока», «Мы делили апельсин», «Пальчики».

«Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять,

                                      Вышли пальчики гулять.

                                      Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал,

                                      Этот резал, этот ел,

                                     Ну, а этот всё глядел.

          С какого возраста надо начинать развивать пальчики малыша?

          Можно начинать  буквально рождения ребёнка, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза должна быть сформирована). Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.

           Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. Конечно, всё это проводим под родительским контролем.

В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Сорока-белобока кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки: Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки: Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я. Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу. Например, завязать шнурки – быстрее получится у мамы, но ребёнку эти навыки важнее. Пальчиковая гимнастика – это не только игровые упражнения, освоить которые родителям зачастую просто некогда, это и повседневные занятия дома, к которым надо привлекать детей, например: лепить пельмени, перебирать гречку, рис, заплетать косички, даже сделать массаж папе, принесёт удовольствие папе и пользу ребёнку. Поэтому, используйте любую возможность, чтобы развивать мелкую моторику рук Ваших детей, ведь сейчас самое хорошее время заложить фундамент отличной успеваемости ребят в школе.

Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь – не изолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

         Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Следует срочно принять меры для развития движений рук, если:
- к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
- к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
- к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
- к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
- к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
- к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
- к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
- к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
- в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
- к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;
- к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
- к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
- к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
- к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.

Как вы считаете, насколько часто и долго следует заниматься пальчиковой гимнастикой?

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.   Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Правила выполнения пальчиковой  гимнастики:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно.
  2. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  3. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
  4. Сначала объясните ребёнку, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.  

Материал по пальчиковой гимнастике широко представлен у различных авторов, таких как, Нищева, Янушко, Ьольшакова и др., в интернете.

Приложение.

Кот Васька.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики. Кот Васька захотел съесть птенчиков и полез на дерево. Но тут прилетела птица-мама и стала защищать своих детей. Кот испугался и убежал.

День рождения.

Сегодня Женин день рождения. Мама и папа купили ему собаку. Домой к Жене  пришли ребята. Юра подарил ему кораблик, Паша – бинокль, Вадик – колокольчик,  а Наташа – флажок. Ребята стали играть с собакой. Потом все сели за стол пить чай.

Зайчики и лиса.

В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес стали барабанить. А неподалёку бегала лиса. Услышала она шум и выскочила на полянку. Лиса поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к берёзе, и их незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Растерялась лиса: «Где же зайчата? Ох и хитрые, опять меня провели! Но погодите, найду я на вас управу!» - сказала она так и убежала в лес. Только она исчезла, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали веселиться и снова бить в барабаны.

Сосчитай животных.

Юля приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили: собака, кошка, двое гусей, две курицы и петух. Сколько всего животных было у бабушки?

Девятый птенец.

У курицы было восемь цыплят. Однажды утром, как только солнечные лучи согрели землю, курочка вывела цыплят во двор. Они разбежались кто куда: одни клевали из миски корм, другие пили водичку, остальные копошились в траве около бочки. Курица следила, чтобы никто из цыплят не убежал. Она решила пересчитать их. Что за чудо! Детей стало девять. Вдруг мама-курица увидела, что во двор вбежала большая гусыня. «Вы не видели моего сыночка?» - загоготала она. Обе мамы стали искать. Обошли вокруг бочки, заглянули за миску. И около ворот нашли гусёнка, который играл с цыплятами. «Ах ты, проказник!» - приговаривала гусыня, уводя непослушного сыночка. А у курицы снова стало восемь цыплят.

Утренние лучи.

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка. Поднялся высоко и запел свою серебряную песенку…

Второй луч упал на зайчика. Передёрнул ушками зайчик и весело запрыгал по роскошному лугу: побежал добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку!

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, расправила крылья и закружила над душистыми цветами.

Пятый луч попал в дом и добрался до постельки маленького лентяя: режет ему прямо в глаза. А он повернулся на другой бок и опять заснул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинар-практикум для педагогов "Играем в подвижные игры"

Презентация подготовлена к семинару для педагогов....

Семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика в стиле фольклора»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Семинар - практикум «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»

Цель: дать воспитателям и родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи и детского сада; выслушать с...

Семинар практикум «пальчиковая игра-тренинг».

ЦЕЛИ: •   Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, исполь­зуемыми в работе с детьми по развитию мелкой мото­рики и координации дви­жений рук.&bul...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...