Консультация для родителей по теме «Развиваем сенсорику и мелкую моторику»
консультация (подготовительная группа) на тему

Елена Алексеевна Кычакова

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_razvitie_rebyonka.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

         Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

      Исследования показали, что  существует взаимосвязь между сенсорным восприятием и координацией мелких движений рук.

        Движения рук управляются несколькими механизмами:

   - чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

    - механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

     - кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

     - зрение и мышление позволяет ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки (одеваться по сезону и т.д.).

       С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования.  Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображением предметов, ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование  требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без посторонней ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

     Упражнения по развитию мелкой моторики делятся на этапы. Именно соблюдение поэтапности поможет систематически и правильно развивать ребёнка.

1 этап. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей (хлопки в ладоши, шлепки ладонями по твёрдой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба дробным и маршевым шагом).

2 этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности стоп ног и кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук  и ног (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движения кулачками; ставить ладошки ребром на поверхность стола, постукивание ребром ладони по поверхности стола; исполнение «релеве» на полупальцах, выставление ноги на носок и пятку вперёд и в сторону; исполнение «тандю», «жете».

3 этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук; выполнение разнообразных «притопов», «ковырялочек», «моталочек»).

4 этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (исполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а также движений предыдущих этапов; исполнение движений «гармошка», разнообразные упражнения для пальцев ног).

5 этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (развитие подвижности пальцев рук – указательного, среднего и мизинца; разнообразные упражнения для пальцев ног).

6 этап. Совершенствование мелких движений рук и ног (выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур и т.д.).

    Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий:

Принцип деятельности.

    Следует неоднократно показывать ребёнку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребёнок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления.

   Объём внимания детей ограничен. Поэтому вставьте перед ребёнком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки.

   Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузки.

Принцип целостности.

   Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.  

   Сначала покажите  ребёнку упражнение и объясните, как его делать – выполните упражнение вместе с ним.

   Потом прочитайте текст упражнения вслух. Пусть дети слушают, запоминают и выполняют соответствующие движения. Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные детям, объясните их по ходу игры. А уж после этого предложите ребёнку выполнить его без вашего участия. При дальнейшем проведении игры, выполняя движения, дети могут поизносить текст частично, например, заканчивая фразу, начатую взрослым. Затем текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

   «Не замечайте», если ребёнок поначалу делает что – то неправильно, обращайте внимание на то, что у него получается. Радуйтесь каждому успеху. Рассказывайте при ребёнке о его достижениях другим.

    Никогда не принуждайте ребёнка к участию в игре.

    Занятия будут увлекательнее, если предметы, используемые для игр, ребёнок будет получать только на время занятий и только для этих игр.

   Продолжайте осваивать упражнения, выбирая из них те, которые больше всего нравится ребёнку, постепенно меняйте их.

   Варианты пальчиковых игр, выполняемых в комплексе с общеразвивающими упражнениями, могут проводиться (с музыкальным сопровождением и без него) на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках и дома, во время проведения зарядки и физкультминуток.

   Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если условие происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное  ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

   Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

   Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушённые педагоги). Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

     

         

 

Консультация для педагогов на тему

«Развиваем сенсорику и мелкую моторику»

                                                  Учитель – логопед Кычакова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развиваем сенсорику и мелкую моторику рук детей через продуктивную деятельность, ручной труд, дидактическую игру» Кружок «Изюминка»

Программа «Детство» предполагает обучение детей представлению о качестве и  свойствах  материала, предметов. О  разнообразии их  формы,цветов и оттенков, запахов ; мягкость, твердо...

Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук ребёнка»

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток;   завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами;чистка металла;водные...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?·         Разв...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику  рук. Комплекс игр и упражнений....

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры для детей от 2-3 лет.»

консультации для родителей на тему: " Развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет"...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет»

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развити...

Консультация для родителей на тему: Для чего нужна мелкая моторика и как, её развивать?

Консультация для родителей на тему: Для чего нужна мелкая моторика и как, её развивать?...