Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)


Предварительный просмотр:

Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплена одинаковая по форме фигура. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.

В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений и повторения по элементарным математическим представлениям в младшей группе.

Особое внимание следует уделить тем детям, которые не посещали дошкольное учреждение. С ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе.

В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом, поведение детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При проведении итогов игры акцентируется внимание ребенка на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого - старательность, настойчивость, у третьего - желание играть вместе с товарищами, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов, а также правил игры: объединять играющих детей в звенья.

Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игры был более быстрым.

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.



Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

    Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.

    Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.

    Самым эффективным приёмом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных развивающих игр. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.

    Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Развивающие игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.

    В отличие от других видов игр, дидактические игры формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача – подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий. Игры, содержание которых направленно на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

    Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

    Значение простого, но занимательного математического материала, определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков и применения их в других видах деятельности. Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме, может помочь ребёнку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.

Особенности развивающих игр

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуют взрослые, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Все развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.

2.Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., таким образом, его знакомят с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания уровня сложности, т. е. в них использован принцип: от простого  к сложному.

4.Задачи имеют широкий диапазон трудности: от доступных 2 - 3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому развивающие игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5.Постепенное возрастание трудности задач в дидактических играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты ребёнка.

6.Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задачи и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.

7.Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил игровую задачу. Он возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю и т. д.

8.Решение игровой задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9.Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10.Развивающие игры позволяют каждому ребёнку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – объединяется один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Использование развивающих игр на занятиях и

в повседневной жизни

Огромную роль в умственном и интеллектуальном развитии и воспитании ребёнка играет математика. Математика была и будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

В детском саду необходимо развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

Воспитатель может использовать в своей работе различные дидактические игры и занимательные упражнения.

Дидактические игры можно разделить на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры - путешествие во времени.
  3. Игры на ориентацию в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое мышление.

1.Игры с цифрами и числами.    

Используя сказочный сюжет и дидактические игры, можно познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры как, «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница», «Исправь ошибку», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как, «Задумай число», «Кто первый назовёт», «Которой игрушки не стало?», можно использовать во время занятия и в свободное время для развития не только мышления, но и памяти и внимания.

2.Игры - путешествие во времени.

Научить ребёнка ориентироваться во времени не так уж сложно. Для начала необходимо научить ребёнка определять день недели. Для этого можно обозначит их кружочками разного цвета. Это делается для того, чтобы дети  могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Возможно также использование игр «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить названия дней недели и месяцев, их последовательность.

3.Игры на ориентацию в пространстве.

Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит медвежонок, слева от куклы – мяч. В начале занятия можно проводить игровую минутку: любую игрушку прятать где-то в комнате, чтобы дети её находили, или выбрать ребёнка и прятать игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

4.Игры с геометрическими фигурами.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, для развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей нужно разделить на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: 1)Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу),

2)Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье),

3)Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании изображения предмета. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Постепенно предлагаемые задания можно усложнять, включая в них различие по цвету, форме и величине. Например: Какого цвета самый большой треугольник? Какого цвета самая маленькая фигура? Такие игры можно использовать и в свободное от занятий время.

5.Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления используются различные дидактические игры и упражнения. Знакомство с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочки закономерностей.  В таких упражнениях идёт чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того используются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадраты большие и маленькие, круги жёлтого и красного цвета. После того как дети научатся выполнять такие упражнения, задания в них усложняются. Например, предлагается выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.

Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребёнка-дошкольника. Когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.    

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...

Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников....

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний, как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение...

Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования....

"Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-это целеноправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир....