Инновационные технологии в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Кондрашова Юлия Николаевна

Информация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_dou.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в ДОУ».

В настоящее время мы, педагоги ДОУ обращают особое внимание на применение в своей работе различных инновационных технологий. Любая инновация - это создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология – это совокупность различных приёмов, применяемых в том или ином деле. Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приёмов, основной целью которых является модернизация  образовательного процесса. В своей профессиональной деятельности мы используем методический инструментарий, способы и приёмы обучения полностью соответствующие принятой модели. В своей работе применяем  следующие информационные воспитательные технологии: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; развивающие технологии; коррекционные технологии; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление и сохранение здоровья ребёнка. Наша цель как педагогов заключается в формировании у ребёнка необходимых навыков по поддержанию своего здоровья, а также обучение детей знаниям, касающихся здорового образа жизни. Виды здоровьесберегающих технологий: позволяющие сохранить и стимулировать здоровье (ритмопластика, подвижные игры, прогулки, релаксация, пальчиковая, дыхательная, бодрящая, ортопедическая гимнастика, упражнения для глаз); обучающие здоровому образу жизни: занятия физкультурой, игротерапия, коммуникативные игры, беседы на тему: «Здоровье»; коррегирующие технологии: сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. Учебные проекты можно классифицировать: «игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игр, увлекательных развлечений, танцев; «экскурсионные»- проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума; «повествовательные» - посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала и письма; «конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребёнка своим  собственным трудом создавать полезные предметы: изготовить поделку из бумаги, посадить цветок и т. д. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать  творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Такая технология  помогает ребёнку  выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей, экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. 

Методы и приёмы исследовательской деятельности: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыты, фиксация результатов, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; которые учат ребенка отделять вымысел от реального; которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Таким образом, современные педагогические технологии, помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...