Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
консультация на тему

Дацкевич Татьяна Николаевна

Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_rechevo_razvitii_rebenka_rodit_sobr.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему:
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:
1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей

среднего дошкольного возраста.
2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.

Форма проведения:
Встреча с элементами практикума.

Ход собрания.

Речевые нарушения у детей – это серьезная проблема нашего времени. Нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания. Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, может затруднять обучение в школе.

На экране вы видите факторы  развития речи ребёнка,  как вы считаете, от чего зависит успешное речевое развитие ребёнка? (выберите  правильный ответ, докажите, приведите личный пример).

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста

Общения ребёнка со сверстниками

Строение артикуляционного аппарата

Речь взрослых (как образец для детей)

Развитие мелкой моторики

Чтение детям художественной литературы

Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3. Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Развитие речевого дыхания .

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). 

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

 Речь человека представлена 5 направлениями:

  1. Звуковая сторона речи;
  2. Лексика;
  3. Грамматический строй речи;
  4. Словообразование;
  5. Связная речь.

Предлагаю ознакомится с нормой речевого общения детей 5 года жизни. Презентация.

Для семейного общения, речевого развитие ребенка, не менее важно проведение речевых игр, упражнений, заданий.

Например:

  1. Звуковая сторона речи:
  •  Артикуляционная гимнастика (для укрепления мышц языка, постановки звуков)
  • Игры на развитие фонематического слуха («Кто на чем полетит»)
  • Слоговая структура слова (Прошагай слово, прыгни на скакалке и т. д)
  1. Лексическая сторона речи:
  • Назови одним словом;
  • «НЕСОГЛАШАЙКА»

Цели: упражнять в подборе слов – синонимов (близких по смыслу), слов–антонимов (противоположных по смыслу), слов – паронимов (схожих по звучанию)

Педагог предлагает детям назвать противоположные тем, которые он назовет. Например:

• Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко.

• На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег.

• После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый.

  • «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Цели: обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам;

• развивать внимание, мышление, устную речь.

Педагог задает ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т.д.)

  1. Грамматический строй речи:
  • «Чей хвост?»
  • «Скажи сколько?»
  1. Словообразование:
  • «Скажи ласково»
  • «Из чего сделано?»
  • «Назови детенышей»
  1. Связная речь:

«Кто за кем»

Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:

  • если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос;
  • можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.

Связная речь и письменная речь

По мнению многих педагогов, развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая письменной речи, так как письменная речь более развернутая и осознанная.

Начинать обучение письменной речи можно в возрасте 3 лет. Конечно, в 3 года ребенок сам еще писать не умеет, но сочинить сам письмо может. В 3 года вы сочиняете письмо вместе с ребенком, в 4 – 5 лет ребенок высказывает свои мысли и пожелания, а вы записываете. Можно использовать вот такие варианты игр.

Письмо Деду Морозу

Предложите, малышу написать письмо Дедушке Морозу. «Что мы напишем ему? Что очень ждем? Но вначале нужно его поприветствовать, а в конце попрощаться. Еще ты хочешь написать о подарках, которые хотел бы получить? Хорошо». Вот, что может у вас получиться:

Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя очень ждем. Я хочу грузовик и конструктор. Большое тебе спасибо. До свидания.

Почтовый ящик

Устройте дома почтовый ящик: обклейте коробку синей бумагой, добавьте надпись «ПОЧТА». Сделайте в коробке две прорези: сверху узкую – для опускания писем, впереди побольше – для выемки писем и открыток. Для деток постарше можно написать на почтовом ящике ваш домашний адрес. Можно писать письма и подписывать открытки членам семьи, мягким игрушкам, которые есть у вас дома.

Когда сочиняете с ребенком письмо, обращайте его внимание на то, что письмо – дело серьезное: надо хорошенько обдумать, что собираешься писать, как лучше изложить свои мысли.

Почтальон

Эта игра тесно связана с предыдущей. Написали письмо, опустили в почтовый ящик. Потом ребенок может превратиться в почтальона, достать письмо из ящика, положить его в свою «сумку на ремне» и отнести адресату. А если мишка, которому адресовано письмо, не умеет читать? Как быть? Пусть игрушка попросит ребенка «прочитать» письмо: если ребенок читает, он может прочитать письмо сам, если нет – помогите малышу пересказать письмо по памяти.

Поговорим

Возьмите два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки – все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей.

В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.

Что случилось?  (с 4 лет)

Покажите ребенку картинку с сюжетом. Лучше, если это будет картинка, которая, по вашему мнению, должна заинтересовать вашего малыша. Прекрасно подойдут советские открытки, если они еще сохранились у ваших родителей или бабушек. Попросите ребенка рассказать, что случилось. На первых порах вам сначала придется самим рассказать о том, что случилось на картинке, ребенок будет повторять ваш образец. Постепенно уводите его от повторения. Это можно сделать, задав вопрос, который немного уведет ребенка в сторону от вашего варианта.

Потом можно обсудить с ребенком, что было раньше и что может случиться позже.

Причины речевых нарушений: 

- ухудшение экологической обстановки;

- особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;

- увеличение числа патологий беременности;

 - увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины

Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, что в свою очередь, задерживает развитие движения артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щёк и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывая» его из одной щеки в другую

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

Свое выступление хочу закончить словами К. С. Аксакова,

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.  «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в  первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлении в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для   этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышлении, фантазию игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет

выступление на родительском собрании...