Памятки для родителей "Артикуляционная гимнастика" и "Ошибки, допускаемые взрослыми, при обучении детей чтению"
консультация (подготовительная группа) на тему

Безлепкина Елена Викторовна

       Цель артикуляционной гимнастики – выработка

    полноценных движений и определенных положений

    губ, языка и зубов, необходимых для правильного

    произношения звуков.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka-knizhka_artikul.gimn_.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Как проводить артикуляционную гимнастику

       Цель артикуляционной гимнастики – выработка

    полноценных движений и определенных положений

    губ, языка и зубов, необходимых для правильного

    произношения звуков.                  

1.Артикуляционные упражнения (специальные упражнения для губ и языка) необходимо выполнять ежедневно в течение 4 – 5 минут  утром и вечером.

2.Гимнастика выполняется сидя за столом, перед зеркалом.

3.Перед началом выполнения необходимо

проглотить слюну.

4.Выполняется 3 - 4 упражнения.

5. При выполнении упражнений работают только

язык и губы, нижняя челюсть остаётся неподвижной.

6.Упражнения для языка и губ выполняются в присутствии родителей, так как необходимо следить

за качеством выполняемых ребенком движений.

Сначала, при выполнении ребёнком упражнений, наблюдается напряжённость движений губ, языка. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

Правила для родителей

  • Верьте в силы ребенка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним.
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Перед проговариванием речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звука («следи за языком»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка везде (дома, на улице …), не навязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью способствует успешной и быстрой автоматизации звука.
  • Выучите с ребенком стихи – «запоминалки», они помогают детям выучить буквы.
  • Называйте букву только как звук М, а не ЭМ, не МЭ.
  • Похвалите ребенка за правильно и аккуратно выполненное задание, за правильно сказанные звуки и слова.
  • Тетрадь для логопедических занятий содержите в чистоте и порядке.
  • В понедельник ОБЯЗАТЕЛЬНО приносите тетрадь в детский сад.

                           

Успехов Вам!

Это нужно знать

 

        Буквы мы видим и пишем.

Звуки мы слышим и произносим.

В русском языке есть гласные и согласные звуки.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

При произношении гласных звуков во рту нет преграды для воздушной струи. Эти звуки произносятся с голосом:

А О У Э Ы И

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

При произношении согласных звуков во рту есть преграда для воздуха – язык, зубы, губы.

Звонкие согласные звуки:

Б В Г Д Ж З Л М Н Р Й

Глухие согласные звуки:

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ

Согласные звуки могут быть

ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ

Ошибки, допускаемые взрослыми,
при обучении детей чтению.

    В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук М в слогах и словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть звуки и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть

так, как звучит ЗВУК.

    Возьмем, к примеру, звук М. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не Эм и не МЭ, ведь говоря ЭМ, МЭ, мы произносим два звука – Э и М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

    Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребенок сначала называет  

буквы слога: М! А! и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с трудом.

    Правильное чтение – это ЧТЕНИЕ СЛОГАМИ (конечно на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик с буквы на букву! Лишь бы он прочел слитно буквы слога.

   

    И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА когда учите ребенка читать.

БУКВЫ мы видим и пишем.

ЗВУКИ мы слышим и произносим.

Упражнения для языка и губ

  •  «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся к уголкам рта.
  • «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянутся то к верхним, то к нижним зубам.
  • «ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  • «ЧИСТИМ ЗУБКИ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между зубами и губами.
  • «КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
  • «ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать то медленно, то быстро, тянуть подъязычную связку.
  • «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  • «МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних передних зубов до мягкого нёба и обратно.
  • «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  • «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот открыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
  • «БАРАБАН». Рот открыт. Постучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: ддд. Постепенно убыстряя темп.
  • «ИНДЮК». Приоткрыть рот. Поднять язык к верхней  губе, и  стараясь не отрывать переднюю часть языка от верхней губы, облизывать ее. Сначала медленно, затем быстрее, пока не послышится: бл-бл-бл.
  • «ОКОШКО». Широко открыть рот – «жарко». Закрыть рот – «холодно».
  • «БЛИНЧИК». Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • «ЗАБОРЧИК» («ЛЯГУШКА»). Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
  • «ДУДОЧКА». С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
  • «МЕСИМ ТЕСТО». Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя». Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
  • «ЧАШЕЧКА». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки (т.е. слегка приподнять кончик языка)
  • «БУБЛИК». Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видно.
  • «УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

Ошибки,допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

Все родители мечтают, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать.Особо нетерпеливые начинают учить ребенка сами.И часто начинают делать это неправильно.В статье подробно описано, как правильно уч...

Консультация для родителей.Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях  В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК....

Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению

В основе обучения чтению –  не буква, а звукПрежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях».

Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.Не давайте,...