Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.
статья на тему

Яземова Юлия Викторовна

Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто воспринимается как синонимы. Безграничное воздействие родителей на детей дошкольного возраста, а также характер этого авторитета признаются теми механизмами социализации ребенка, которые с огромной отдачей стимулируются в семейном воспитании. Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.

 Семейное воспитание – направленное взаимодействие взрослых членов семьи с младшими, построенное на любви и внимании личного достоинства и чести детей, предвкушающее  их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей дошкольного возраста с точки зрения их возможностей и в согласии с достоинствами семьи и общества.

Исключительностью семейного воспитания значится и тот факт, что семья символизирует собой разновозрастную общественную группу: в ней есть представители двух, трех, случается и четырех поколений. Следовательно, это различные ценностные установки, многообразные критерии оценок актуальных явлений, разнообразные идеалы, взгляды, мнения, что и дает возможность создавать явные традиции.

   Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. В семье ребенок дошкольник вливается в жизненно ценные виды деятельности, проходит все ее этапы: от первоначальных испытаний (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до запутанных социально - личностно существенных форм поведения.

     Семейное воспитание располагает большим временным размахом воздействия: оно длится всю жизнь, осуществляется в любое время суток, в любой момент.

По взглядам Т.А.Куликовой, всякая семья располагает значительными или меньшими воспитательными возможностями, педагогическим потенциалом. Под педагогическим потенциалом семьи нынешние ученые предвидят характеристики, показывающие различные условия и обстоятельства жизнедеятельности семьи, выясняющие ее воспитательные условия: ее тип, структуру, материальный достаток, местожительства, психологическую атмосферу. Обычаи  и традиции, уровень культуры и образования родителей и др. Наряду с этим необходимо рассматривать все факторы в совокупности, а не отдельно друг от друга.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. Положительное влияние на личность выражается в том, что никто кроме близких родственников не обращается с дошкольником лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Вместе с тем никакой другой социальный институт не смеет потенциально сделать столько вреда в воспитании. Ввиду  с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как максимально повысить положительные и максимально уменьшить отрицательные воздействия семьи на поведение развивающегося дошкольника. Для этого желательно отчетливо определить внутрисемейные социально психологические факторы, обладающие воспитательным значением.

В роли существенных условий зарубивших лучший тип семейного воспитания, выступают: настоящая любовь к дошкольнику, логичность в поведении, целостность требований со стороны окружающих взрослых, соответственность воспитательных мер, наказаний. Все названные требования нацелены на то, чтобы гарантировать ребенку дошкольнику мягкость, прочность, надежность атмосферы, что является гарантией его внутреннего спокойствия и устойчивости психики.

А.Я. Варга и В.В. Столин акцентируют внимание на четырех типах родительских отношений:

1. Принимающий – авторитарный – личное благополучие родителей: мягкое  расположение и принятие ребенка дошкольника  с требованиями социальных свершений и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантильности и социальной инвалидизации –темпераментное отвержение ребенка дошкольника, маленькая важность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сопоставлению с реальным возрастом, присваивание плохих наклонностей.

3. Симбиотический – готовность установить с ребенком дошкольником непосредственный тяжелый темпераментный контакт, участвовать в полной мере в мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и полный контроль поведения психической жизни ребенка дошкольника, осаждение исполнения необходимости в психосоциальной идентификации.

Образцовой числится, работа С. Броди, сделанная в рамках клинического подхода. Просматривая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком дошкольником, она сделала акцент на четырех типах материнского отношения:

1 тип. Мать свободно и неотделимо притирается к интересам ребенка дошкольника. Для нее своеобразно одобрительное, разрешающее поведение.

2 тип. Специально мать пытается приспособиться к интересам ребенка дошкольника, но из-за натянутости и нехватке непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто бессмысленны. Мать частенько господствует, чем уступает.

3 тип. В сущности материнства – чувство обязательства. В подходе к ребенку отсутствует внимание, ласка, неожиданность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя несоответствующее возрасту и интересам ребенка дошкольника. Ее педагогические действия нечетки и различны.

По взглядам С. Броди, особенно губительным для ребенка дошкольника оказался 4-й стиль материнства (регулярная внезапность материнских реакций отделяла ребенка дошкольника от мира постоянства и вызывала повышенную тревожность).

Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.

Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:

1.Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Дошкольник оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.

2.Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка дошкольника не обучают самостоятельности и ответственности.

3.Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка дошкольника от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.

4.Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка дошкольника игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители  принимают ребенка дошкольника обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной  заботой и вниманием к нему.

5.Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке дошкольнике срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и дошкольником стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка дошкольника требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».

По-видимому из примеров, приведенных выше, общей основы классификаций типов семейного воспитания нет. Временами брались за основу эмоциональные компоненты воспитания, в отдельных случаях способы воздействия на ребенка дошкольника, кое - когда  родительские позиции и т.п.

Е.К. Яковлева (1960), В.Н. Мясищев (1934, 1939), С.Г. Файнберг (1967) отмечают, что воспитание в условиях суровых, но различных запретов  и требований является располагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении. К развитию истерических черт характера ведет воспитание по типу большого внимания и удовлетворения всех желаний ребенка дошкольника.

Г. Стейнер, Б. Берельсон  резюмируя результаты многих исследователей, констатируют, что чем меньше заботы, тепла, ласки испытывает ребенок дошкольник, тем неторопливо он определяется как личность, тем больше он готов к инертности и апатии. К тому же вероятно, что в дальнейшем у него сложится слабый характер.

Следовательно, анализируя литературу на эту тему можно снова удостовериться в том, как неоспоримо велика роль семьи. А именно родителей, в формировании здоровья и психики ребенка дошкольника. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что типы и характер семейного воспитания обоснованно проявляют важное влияние на личностное развитие дошкольников. Но не во всех случаях это влияние хорошо наблюдается. Видимо, это вызвано действием побочных факторов.

   Получается, можно сказать, что, конечно, имеется точное влияние семейного воспитания на личность дошкольника, потому что ребенок дошкольник  видит себя глазами взрослого и воспринимает себя так, как его воспринимает взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной деятельности на социально- личностное развитие дошкольников

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Проблема социализации детей встала особенно  остро в связи с изменением социа...

Проектная деятельность по социально-личностному развитию дошкольников на тему "Семейные традиции"

По определению В.И.Даля «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».   С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уваж...

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников...

Влияние игровой деятельности на формирование социально-личностного развития дошкольника.

Актуальность: Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.Игра для дошкольников является ...

Консультация для родителей "Влияние стиля воспитания в семье на поведениеи личностное развитие ребенка"

laquo;Влияние  стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»...