Проектная деятельность по социально-личностному развитию дошкольников на тему "Семейные традиции"
проект (старшая группа) на тему

Шаваева Марина

 

   По определению В.И.Даля «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

   С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. (Приложение 1)

   Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

   Единение семьи глубоко отслеживается в семейных традициях.

   Семейные традиции – это первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка ; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе. Это может быть традиция выезжать за пределы дома, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с детьми посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Проектная деятельность

       по социально-личностному развитию      

                           дошкольников

                                   Тема:

   

        

               

                                             Подготовили воспитатели МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз

                                                                           Башиева Фатимат Наурузовна

                                                                           Табаксоева Оксана Ибрагимовна

                                                                            Хапаева Мадина Ибрагимовна

                                                                            Уянаева Софья Халитовна

                                                                             Шаваева Марина Мухамедовна

                                                                   Нальчик 2013г.

                                   Тема проекта: Семейные традиции.

Тип проекта: информационно-творческий, открытый, долгосрочный, коллективный.

Проблема: «Совместный досуг детей и родителей»

Цель проекта:

  Выявить необходимость совместного отдыха родителей и детей.

 Задачи:

  • Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых.
  • Формировать у родителей осознания необходимости совместного отдыхас детьми.
  • Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями

Участники проекта: сотрудники детского сада, дети, родители.

                                   Предшествующая работа:

  1. Сбор материала
  2. Подготовка наглядного оформления (детские рисунки «Мы отдыхаем»)
  3. Анкетирование родителей: «В каждом доме свои традиции»
  4. Коллекция пословиц, поговорок о семье.
  5. Фото - выставка «Наш семейный досуг»
  6. Видео-опрос детей и родителей «Семейные праздники»

             Ожидаемые результаты

  1. Сформированы положительные взаимоотношения

 родителей со своими детьми, установлен

эмоциональный контакт.

  1. Родители ознакомились с традициями и

формами игрового досуга в семье.

 

                                   Продукт проекта:

  1. Памятка для родителей:  «Советы по

организации детских семейных

праздников».

  1. Книжечка – вкладыш «Игры-рекомендации

при поведении домашних праздников».

                                       Используемая литература

             1.      « Учим, развиваем, воспитываем» С.В. Чиркова

                        2.      «Детские праздники» И. Курочкина

      3.   «Семайная академия: вопросы и ответы» Р.В. Овчарова

                      4. «Педагог и семья»   Арноутова

   5.   «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов    дошкольной ступени с семьей ребенка»Т.Воякова, Е. Мишина.

         6.  «Родительские собрания в дошкольной ступени» С. В. Чиркова

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

  Семья

Очень люблю, когда все собираются

Белою скатертью стол накрывается

Бабушка с мамою,

Папа

И я,

Мы называемся вместе – семья.

                                                                                      О. Высотская

   По определению В.И.Даля «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

   С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. (Приложение 1)

   Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

   Единение семьи глубоко отслеживается в семейных традициях.

   Семейные традиции – это первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка ; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе. Это может быть традиция выезжать за пределы дома, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с детьми посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравления родственников. Т адиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

          Традиция 1 - семейные праздники

  Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника к празднику, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбрасить праздники», - писал Константин Ушинский.

   Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери, пусть он видит, на сколько он подрос за год.

   Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу, игры, развлечения, аттракционы, конкурсы.

   Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образцы своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как и мы будут отдыхать и наши дети.

          Традиция 2 - семейный отдых на природе

   Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние развитие личности дошкольника, дает возможность для хорошего общения с ребенком, а прогулки на природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, в лес, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы.

    Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: желуди, шишки, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

      Традиция 3 - семейные посещения театров, музеев, выставок

  Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусства. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

      Традиция 4 - игры с ребенком

    Мы с уверенностью можем сказать:  детство – это игра, игра – это детство.

   Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную, социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра.

    Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

    Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

    Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, словесные, подвижные, развивающие . Советуем вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Кто кем будет», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

    В наших с нами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

               Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

                                                                                                    О. Высотская

                                                            Приложение к проекту

                       Мудрые мысли и афоризмы

«Очень люблю, когда все собираются

Белою скатертью стол накрывается

Бабушка с мамою,

Папа

И я,

Мы называемся вместе – семья.»

                                                               О. Высотская

Приложение 2 к проекту          

    Советы для родителей  по организации и проведению

                                 детских семейных праздников

  «В каждом доме свои традиции. Сажать детей за взрослый праздничный стол или нет – родители решают по-разному.  

    Следует помнить, что за столом, за которым собрались взрослые, присутствие малыша не желательно: это мало радует гостей. Попросите его не засиживаться среди взрослых или накройте ему отдельный столик.

   На семейном торжестве, в котором участвуют все члены семьи, ребенок является таким же равноправным участником праздника, как мама или бабушка.

  Другое дела детские праздники. Здесь ребенок – главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.

   Дети, независимо от возраста, обязательно должны участвовать в организации любого праздника.

   Сам праздник длится около двух часов, о чем желательно заранее предупредить родителей приглашенных. Приглашая детей в гости, важно учитывать, кто с кем дружит, кто умеет себя вести в гостях и не испортит праздника, кого отпустят родители и другие вопросы.

   Накануне праздника при самом деятельном участии ребенка проводится уборка квартиры. Праздничную комнату украшают цветами, гирляндами, детскими рисунками. Следует продумать, где маленькие гости будут раздеваться и переобуваться, где будут лежать принесенные подарки.

   Заранее обговорите с ребенком его наряд: быть красивым – значит уважать гостей. Нарядно одетыми должны быть и все члены семьи».

       Приглашения.

   Напомните малышу: приглашать в дом гостей следует с улыбкой; можно лично – при встрече, по телефону или с помощью самодельных пригласительных билетов.

   Вместе с детьми придумайте эмблему праздника и изобразите ее на самодельных открытках – приглашениях, которые вручаются гостям. Если же это чисто семейный праздник, распределите заранее роли. Каждый член семьи готовит приглашение для другого.

   Можно также красочно оформить программу праздника и меню праздничного стола.

      Выбор меню.

  Обсудите с маленьким хозяином праздничное меню, просмотрев, например, вместе с ним кулинарную книгу, и обязательно сделайте хотя бы два – три блюда, которые ему понравились. Для ребенка вожно быть равноправным участником подготовки к празднику.

   Готовя праздничный стол, помните: не обилие и богатство закусок важны для детей. Для них главное, чтобы были сладости: конфеты, печенье, пирожное, торт или пирог, а также фрукты и напитки – вода различных сортов или чай.

     Подготовка стола( сервировка)

  Желательно, чтобы стол был красиво сервирован. Яркая цветная скатерть, самодельные настольные украшения придадут ему особое очарование.

   Даже самый маленький ребенок способен положить на стол салфетку, вилку или ложку. Не торопите ребенка, даже если вам придется потратить больше времени на сервировку. С каждым годом он  все активнее будет принимать участие  в украшении праздничного стола. В день рождения ребенка, на который приглашены дети, можно возле каждого прибора поставить какую-нибудь фигуру, небольшой сувенир. Если вы накроете стол одноразовой бумажной скатертью, то каждый участник сможет прямо перед началом праздника нарисовать возле своего прибора картинку. Сам факт того, что на скатерти можно рисовать, приводит ребят в восторг, ведь обычно взрослые требуют беречь скатерть, «не пролить, не испачкать» и т.д.

      Развлечения.

    После того, как ваши маленькие гости все съели, возникает вопрос: а что делать дальше? Они засиделись и полны энергии. Конечно, на какой-то период вы оставите их одних, но все-таки часть праздника нужно организовать.

   Что можно предложить ребятам? (Используите спец литературу для подготовки детских конкурсов и игр). Важно, чтобы во всех мероприятиях они участвовали как можно активнее.

   Приобретите небольшие сувениры, которые вы будете выдавать в качестве призов своим гостям.

   Кукольные спектакли

  Подготовьте праздничные предметы, которые при помощи фантазии можно превратить в персонажей спектакля.

   Например, старый меховой воротник может стать хитрой лисой или коварным волком. Ширму для кукольного театра несложно  сделать, натянув скатерть или покрывало между стульями, табуретками и т.п.

   Для малышей вы можете разыграть  спектакль вместе с собственными детьми. Ребятам старшего возраста лучше предложить самим придумать сюжет или разыграть уже известный.

    Пантомима

   Дети изображают своих родителей, а затем родители – своих детей. Приз достается тому, кто лучше это сделает. Однако в эту игру родители могут вступать только тогда, когда уверены в безупречности своего поведения, в противном случае некоторые стороны их характера могут быть вынесены детьми на всеобщее обозрение.

   На днях рождения можно предложить детям изобразить по очереди разных животных. Остальные должны отгадать, кто перед ними.

    Можно также организовать театр теней, поиграть в игры. (Предложить родителям игры).

     Поздравления и подарки.

  Чтобы поздравление запомнилось, нужно сделать его необычным. Например, нарисовать самим, причем рисунок может отражать особенности праздника. Детям очень нравятся «старинные» открытки, написанные на обожженной бумаге  «из сундука» с национальными арнаментами.

    При выборе подарков нужно обязательно учитывать интересы тех, кому вы их дарите. Не всегда самый дорогой подарок – самый интересный. Приучайте детей с  малолетства придумывать что-то необычное. Вручение подарков хорошо бы превратить в забавную церемонию. Например, все подарки сложить в большой мешок или корзинку Красной Шапочки. Возможны варианты: ведущий предлагает «получателю подарков» задавать вопросы по поводу подарка.

    Ведущий сам рассказывает о подарке, описывает его, а тот, кому подарок предназначен, пытается угадать, что это такое. Подарок вручается только после того, как  он отгадает.

   Представляется словесная реклама подарка.

    Каждый подарок сопровождается небольшими юмористическими стихотворениями.

   Следует помнить, что, получив подарок, обязательно нужно развернуть его, рассмотреть и поблагодарить гостя, сказав подходящие для этого случая слова: «Спасибо, какая интересная книга».

   Что мы помним о детстве? Подарки! :)

Давайте сделаем так, чтобы нашим детям через 10-20 лет было что вспомнить.

   



Предварительный просмотр:

                           Игра «Обувной салат»                                                     

     Для этой игры понадобится много пар обуви, лучше детской или домашних тапочек и платки для завязывания глаз.

    Дети садятся за стол, накрытый клеенкой или проста в кружок на полу. Каждый ребенок ощупывает ботинок,  который принес, а кладет его на середину стола. После того, как «салат» из обуви составлен, всем завязывают глаза. Каждый должен на ощупь вытянуть именно свой ботинок.

    Другой вариант этой игры – подобрать пару к своему ботинку. После игры нужно помыть руки.        

    Эта игра с обычными, на первый взгляд, предметами, развивает внимательность, воображение, чувствительность пальцев и фантазию.  Вместо обуви могут выступать любые другие предметы домашнего быта.

                        C:\Users\111\Desktop\J0341742.JPG

                                                   3

                  Игра «Семейные карты»

    Для игры понадобятся: фотоаппарат, пленка, картон, клей, ножницы, прозрачная клеящаяся пленка, краски.

    Для того, чтобы изготовить семейные карты, нужно сфотографировать всю семью. Самого маленького члена семьи фотографируем дважды – как  всех и разрисованного красками(или в шляпе, например).

    Теперь напечатаем каждого дважды, а разрисованная карта должна быть одна. Наклеим снимки на альбом и обтянем пленкой.

    Теперь можно играть☺. Раздайте всем поровну. Каждый по очереди тянет одну карту своего соседа слева. У кого получается пара карт, откладывает ее в сторону. В конце игры разрисованный малыш остается у кого-нибудь на руках, и сам ребенок может поставить краской цветную точку на нем. Выигрывает тот, у кого больше всех парных карт.      

                                                12

        Игра «Прогулка по царству сладкоежек»

   Для игры нужны леденцы, соленые палочки, сок и стаканчики, пирожные и печенье, конфеты, сладкая творожная масса, ложки, шоколад.

   Все слушают рассказ взрослого ведущего о прогулке по чудесному царству, по пути грызя и поедая все вкусности, которые встретятся. Нужно не только съедать, но и показывать все действия, связанные с ситуацией. С начало это леденцовое дерево (встаем на носочки), потом мостик из соленых палочек, который мы съедаем и падаем в реку апельсинового сока (пьем и «плывем») ☺! Потом идет дождь  из цветных конфеток, встречается сладкая творожная гора, в которой печеньевая пещера ,  в которой живет страшное чудище из крошек☺! Бежим от него той же дорогой назад!

                         G:\для Марины\J0382959.JPG

                                                       11

                           Игра «Подводные сокровища»

     Понадобятся: большой прозрачный сосуд, например, аквариум; платок для завязывания глаз, монетки, ракушки, камешки, морские звездочки, обточенные морем стекляшки,  осколки керамики: все богатства собранные летом на море и во время прогулок.

       Заполните аквариум не до краев  и положите на дно все «морские сокровища».

     Предварительно дайте каждому играющему ребенку, чтобы он как следует рассмотрел и пощупал каждую раковину и камешек.

    Одному из играющих завязываются глаза. Пусть он опустит руку в аквариум , ощупает предметы на дне и назовет каждый.

    Зрители должны активно болеть и немножко подсказывать ему, например, говоря: «Эту вещь нашла мама, когда возвращалась с пляжа…»

                  C:\Users\111\Desktop\еекр.jpeg

                                                4

                          Игра «В странной стране»

    Для нее понадобятся различные предметы: губка, нитка, щетка, кусок мыла, свеча, шелестящая ткань, кожура от банана, и мягкая жевательная резинка.

     Все должны сесть вокруг  стола, на котором горит свеча. Выключим свет и послушаем рассказ ведущего – путешественника о его скитаниях в одной стране. По ходу действия под столом из рук в руки будут передавать предметы. Им нельзя подать! Как бы ни было страшно и жутко, предмет предмет нужно передать по цепочке обратно ведущему.

       История может быть такая:

 - Однажды я встретил там маленьких колючих  ежей (под столом передается щетка). Когда я обошел стороной, скользкие змеи переползли мне дорогу  (кожура банана). Кусок ткани может стать летучей мышью, а мокрое мыло – медузой…

                  C:\Users\111\Desktop\вп.jpeg

                                                     5

              Игра «Путешествующий шарик»

  (На сплочение группы, тренировка чувства расстояния )

                                 Ход:

   Сядьте в плотную к своим соседям. Под музыку передаем шарик друг другу, затем отодвиньтесь, чтобы круг стал шире – снова передаем шарик, но в другую сторону. Потом можно лечь на живот  и передавать шар по кругу или же лечь на спину.

                   

                     C:\Users\111\Desktop\екпкк.jpeg

                                                     10

                  Игра «Торт на день рождения»

     Игра особенно своевременно,  когда у кого-то день рождения                                            

                                                Ход:

    Сядьте в круг. Наш круг – миска, где мы будем смешивать продукты для торта. Что же нужно для теста? (Пусть дети и взрослые будут разными продуктами: мука, молоко, сахар, изюм, орехи и т.д.) .Те, кто присоединяются к тесту, должна позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны. Одни или два ребенка – свечи, «зажгите» их и проговаривайте заранее придуманные  короткие стихи, подходящие к этому уникальному торту на день рождения☺!

               

G:\для Марины\J0382957.JPG

                                                  9

                      Игра «Волшебная коробочка»

  Под музыку по кругу передается красивая большая коробка. Когда музыку выключают ребенок,  у которого оказалась коробка, открывает ее и вынимает коробочку поменьше. Игра продолжается. В самой маленькой последней коробочке – приз для всех играющих☺.

                              C:\Users\111\Desktop\J0382960.JPG

                                                          6

                          Игра «Да или нет?»

    Договоритесь с малышом, что именно будет предметом вашей игры – названия животных, виды транспорта или школьные принадлежности.

   Теперь предложите ребенку задавать вам наводящие вопросы(Но не более 20). Отвечать можно только «да» или  «нет». Побеждает тот, кто быстрее угадает задуманное слово.

                               совенок

 

                                             

                                                      7

            Игра «Отвечай наоборот!»                                   

   Вы задаете ребенку разнообразные вопросы , сначала – простые, затем – посложнее, все время ускоряя темп.

   Смысл игры – отвечать наоборот, например: «Небо голубое?» - «Нет», «Медведь – птичка?» - «Да!».

    Кто собьется становится ведущим.

                   

                    04f41d26e04ea2074a52bfad783fa330

                                                          8

                                       

                                     Литература

Свирская Л. «Шпаргалка для родителей»

Максаков А.И. «Учите  играя: игры и упражнения со звучащим словом»

  «Семайная академия: вопросы и ответы» Р.В. Овчарова

                                             Содержание:        

    Игра «Обувной салат»  _________________ 3      

    Игра «Подводные сокровища»____________ 4    

    Игра «В странной стране»______________  5      

    Игра «Волшебная коробочка»_____________ 6      

    Игра «Да или нет?»_____________________  7

    Игра «Отвечай наоборот!»______________  8                                

     Игра «Торт на день рождения»___________9

     Игра «Путешествующий шарик»_______     10                                                                                        

     Игра «Прогулка по царству сладкоежек»__ 11    

     Игра «Семейные карты»________________ 12        

     Литература_____________________________13                                                                                    

           

                                                            2

               

                             

                 

         second_child4

Для родителей, при проведении домашних праздников

                                   Нальчик 2013г.

           

                       Подготовили:

Башиева Фатимат Наурузовна

Табаксоева Оксана Ибрагимовна

Хапаева Мадина Ибрагимовна

Уянаева Софья Халитовна

Шаваева Марина Мухамедовна

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Технология проектной деятельности для художественно- эстетического развития дошкольников

ребенка и взрослого и соответствует принципам дошкольного образования, которые прописаны в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: «… содействие и сотрудничество детей и взрослы...

выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности в социально - личностном развитии детей»

выступление на педагогическом совете на тему: «Использование проектной деятельности  в социально - личностном  развитии детей»...

Проектная деятельность как средство математического развития дошкольников

Одним из средств развития математических способностей ребенка является проектная деятельность. Это емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных...