"Типы семейного воспитания. Виды нарушения семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка".
учебно-методический материал на тему

Петренко Татьяна Викторовна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat-_stili_semeynogo_vospitaniya.docx140.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                             

                               

РЕФЕРАТ

«Типы семейного воспитания.                                         Виды нарушений семейного воспитания                                  и их влияние на формирование личности ребенка»

                                                                   

                                                                             

                                                    Подготовила: воспитатель МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»                п. Ханымей, ЯНАО

        Петренко Татьяна Викторовна

       

Содержание

Введение______________________________________________________________ 3

§ 1. Внутрисемейные взаимоотношения_____________________________________5

    1.Система межличностных отношений__________________________________5

    2. Система внутрисемейного взаимодействия_____________________________5

§2. Критерии оценки  воспитания в семье___________________________________6

  1. Уровень протекции в процессе воспитания____________________________6
  2. Степень удовлетворения  потребностей ребенка_______________________6
  3. Количество и качество требований к ребенку в семье,

санкции: поощрение или наказание__________________________________6                  

 §3. Типы семейного воспитания__________________________________________7

 §4. Типы семейного воспитания и нарушения поведения детей – взаимосвязь___10

 §5.Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения  поведения___11

 

Заключение ___________________________________________________________14

Список использованной литературы ______________________________________16

Введение. 

Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

    Следовательно, каждому родителю нужно учиться быт педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в поведении детей, являющихся результатом неправильного воспитания в семье. Эмоциональные отношения между двумя членами семьи развиваются самостоятельно. Разнообразие существующих эмоциональных отношений определяет семейную атмосферу и структуру эмоциональных связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют тип воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной системы, а также определяют характер отклонений в развитии семейной системы. Любая семейная структура очень подвижна и особо зависима от  внешних и внутренних изменений, касающихся членов семьи.

    Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», - писал А.И.Захаров.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
    Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок  находится в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И находясь в детском саду или сидя за школьной партой, ребенок мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
   
Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
   
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо точно определить уровень протекции в системе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, а также количество и качество требований к ребенку в семье, санкции поощрения и наказания, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях.


§1. Внутрисемейные взаимоотношения.

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка, которая зависит от особенностей и уровней внутрисемейных взаимоотношений.

I уровень. Система межличностных отношений.

 Основу этого уровня составляют в основном разнообразные диадные и триадные отношения.

II уровень. Система внутрисемейного взаимодействия. 

Она более сложная и включает супружеские отношения (между родителями как супругами), родительско-родительские (между отцом и матерью как родителями), родительско-детские отношения (родителей к детям), детско-родительские отношения (детей к родителям) и детско-детские отношения (между детьми).

Причем (и это показано на схеме 2) нарушения поведения у детей могут возникать в результате ее непосредственного и опосредованного влияния - через формирование у ребенка негативных эмоциональных состояний.

§2. Критерии оценки  воспитания в семье.

1.  Уровень протекции в процессе воспитания. Здесь имеется в виду, сколько сил, внимания и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно отметить два уровня:

гиперпротекция, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни;

гипопротекция, ситуация в семье, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, родителям не до него. Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка. Здесь имеется в виду степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е.  в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях) так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании, нужд ребенка. Эта черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого  уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

Можно также отметить два уровня:

Потворствование. О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Любое его желание для них — закон.

Игнорирование. Данный критерий противоположен предыдущему и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье.

 Требования родителя к ребенку — неотъемлемая часть воспитания.

 Существуют:

требования-обязанности  -  обязанности ребенка в семье,        требования-запреты, предписывающие, что ребенок не должен делать в семье.

За выполнением-невыполнением требований следуют санкции:

 поощрение или наказание. 

В связи с этим различают:

а). чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку в том случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации;

б).недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому;

в). чрезмерность требований-запретов.  Ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность;

г). недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок  их  легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сим определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят  или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и неустойчивого типов характера;

д). чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;

е) минимальность санкций. Родители предпочитают либо вовсе обходится без наказаний, либо применять их крайне редко. Они уповают на поощрения,  сомневаются в результативности любых наказаний.

§3. Типы семейного воспитания.

1.Авторитарная гиперпротекция.

При этом стиле семейного воспитания родители уделяют подростку много времени и внимания, однако не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания.

2.Доминирующая гиперпротекция.

Стиль примечателен тем, что ребенок находится в центре внимания родителей, которые стараются к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с этим к нему предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют с его реальными возможностями. В случае не выполнения – к нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

3.Требовательная гиперпротекция. 

Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и ответственность, что приводит к формированию невротических симптомов у детей.

4.Ограничевающая гиперпротекция. 

Родители уделяют ребенку достаточно  много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящая ребенку невротическими срывами.

Различие двух последних стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае -  ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором — нет, т. е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. Необходимо отметить, что при таких подходах к воспитанию у ребенка может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, игнорировании конвенциональных норм.

5.Снисходительная гиперпротекция. Дети под бдительным неустанным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах развлечений, друзей. Дети находятся в рамках высоких требований и многочисленных запретов, которые существенно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком воспитании ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим «все дозволено», и, как следствие этого, — бунт против родительского засилья, стремление к конфронтации с  другими людьми.

6.Потворствующая гиперпротекция отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которой ребенок выступает в роли «кумира семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности.

7.Потворствующая гипопротекция.

 Названный стиль семейного воспитания отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика «задабривания» детей путем максимального и некритического удовлетворения их материально-бытовых и других потребностей.

8.Скрытая гипопротекция. Этот стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного ни и мания детям. Требования к ним достаточно высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, так как никак не контролируется со стороны родителей.

9.Гипопротещия с жестоким обращением.

При этом стиле семейного воспитания ребенок находится на периферии внимания родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют стремления к удовлетворению потребностей подростка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

10.Скрытая гипопротещия с жестоким обращением отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Стиль взаимодействия с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение. Это воспитание, основанное на отсутствии симпатии и любви к ребенку, по типу «Золушки», не только усиливает реакцию эмансипации, но и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа: характеризующуюся открытым проявлением агрессии, выражением гнева и раздражительности.

11.Жесткая гипопротещия. Ребенок предоставлен сам себе. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребенка и стремление к привлечению его к делам семьи. Вместе с тем для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения (приверженность к применению строгих наказаний).

12.Жестокая гипопротещия характерна для семей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у детей могут формироваться жестокость и озлобленность.

13.Эмоциональное отвержение. Такой стиль воспитания характеризуется эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся. При этом возможны две модели воспитания:

а) ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации, чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также может приводить к акцентуациям характера;

б) преобладает вседозволенность, ребенку все можно. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

14.Повышенная моральная ответственность.

 Характерно сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от подростка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. На этот подход к воспитанию ребенка также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения. В результате у подростка появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, нарочитой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных действиях, направленных на то, чтобы отомстить «обидчикам»: дети могут портить вещи родителей, писать на стенах нецензурные слова, заниматься оговорами и пр.

15.Требовательное обращение. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Вместе с тем к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

16.Жесткое обращение. 

Отличительной особенностью этого стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у подростков появляется реакция эмансипации, т. е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости, в связи с чем подростки, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции.

17.Жестокое обращение. Вся методика воспитания построена только на системе наказаний, часто телесных. Более подробно взаимосвязь стиля семейного воспитания и нарушений поведения отражена в табл. 1. Согласно аффективно-динамической теории, эта связь может быть:

—  непосредственной, возникающей в результате «прямого» воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются реакцией ребенка на ситуацию депривации или фрустрации;

—  опосредованной, возникающей в результате длительного воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются следствием кризисной ситуации в семье, устойчивых негативных эмоциональных состояний ребенка: невротизма, психотизма, депрессии или синдрома психической  неуравновешенности (в таблице эти нарушения поведения маркированы «о»).

§4. Типы семейного воспитания и нарушения поведения у детей –     взаимосвязь.

Тип воспитания

Виды нарушений поведения

п.п.

Мальчики

Девочки

1

Авторитарная гиперпротекция

ВА, ОА(о)

ОА, ААН, КА, ОА(о), ААН(о)

2

Доминирующая гиперпротекция

АДН

3

Требовательная гиперпротекция

ОА, ААН, ФА, ВА

4

Ограничивающая гиперпротекция

ОА.ААН

5

Снисходительная гиперпротекция

ФА, ВА

АДН

6

Потворствующая гиперпротекция

АДН(о)

ААН, ВА, Н, АДН(о)

7

Потворствующая гипопротекция

АДН

8

Скрытая гипопротекция

АДН

ФА

9

Гипопротекция с жестоким обращением

ОА, Н, ААН(о)

10

Скрытая гипопротекция с жестоким обращением

ФА

11

Жесткая гипопротекция

АДН

КА

12

Жестокая гипопротекция

ФА

13

Эмоциональное отвержение

ААН,ОА(о), ААН(о)

ОА(о), ААН(о)

14

Повышенная моральная ответственность

КА, Н

ОА

15

Требовательное обращение

ОА, КА, АДН(о)

АДН(о)

16

Жесткое обращение

АДН(о)

АДН(о), ААН(о)

17

Жестокое обращение

ОА(о), ААН(о)

Н, ОА(о), ААН(о)

Условные обозначения:

 ОА — общая агрессивность,

 АДН — агрессивность деструктивной направленности,

 ААН — агрессивность асоциальной направленности,

 ФА — физическая агрессия,

 ВА — вербальная агрессия,

 КА — косвенная агрессия,

 Н — негативизм.

 (О) ---- невротизма, психотизма, депрессии или синдром психической неуравновешенности.

§5. СОПУТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ  СЕМЕЙНОГО   ВОСПИТАНИЯ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

  1. Неустойчивость стиля воспитания. 

Резкая смена стиля, приемов воспитания — от очень строгого стиля к либеральному, а затем наоборот — часто определяет поведение ребенка, неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Неустойчивость стиля воспитания способствует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.

  1. Расширение сферы родительских чувств. 

Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая протекция. Этот источник «недоразумений» в воспитании возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров,! эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов — потребность во взаимной исключительной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку — чаще противоположного пола — «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает пубертатного возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удерживать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных  ею  собственных отношений с сыном, не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Такие матери проявляют ревность к подругам сына.

  1. Предпочтение во взрослеющем ребенке детских качеств. 

Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

  1. Воспитательная неуверенность родителя.

 Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности самого родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его слабое место и добивается для себя ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе ребенок, смело предъявляющий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях родительская «слабость» обусловлена психастеническими чертами характера родителя. В других — существенную роль в формировании этого стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей — доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

  1. Фобия утраты ребенка.

Чаще всего в основе лежит потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о хрупкости ребенка, его болезненности и т. д. Один источник таких переживаний родителей может корениться в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д. Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными.

Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием накопленного ими страха потери. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

  1. Неразвитость родительских чувств. 

Этот вид воспитания обусловлен нарушениями воспитания: гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании взаимодействовать с подростком, игнорировании его интересов.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, но имеется тенденция усиливаться с возрастом. Пример любящих бабушек и дедушек достаточно убедителен. При относительно благоприятных условиях жизни семьи неразвитость родительских чувств обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно — «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей (тип воспитания «повышенная моральная ответственность») либо к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение (тип воспитания «жестокое обращение»). Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, что родительские обязанности утомительны, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

  1. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.

 Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. «Борьба» с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверием в ребенка, нередки инквизиторские интонации.

  1. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

 Как правило, является первопричиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметрально противоположной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Характерное проявление — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.

  1. Предпочтения мужских или женских качеств в ребенке.

 Это обнаруживается в сдвиге в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Обусловливает такие нарушения воспитания, как потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку определяется не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в ребенке атрибутов мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель хочет видеть и в женщинах. Примером проявления установки, ориентированной на женские качества, может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. У младшей сестры этот отец находит одни достоинства. Под влиянием названной установки в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому ребенку мужского пола может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

Заключение.

   Таким образом, анализируя роль семьи в воспитании ребенка, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Влияние семьи, семейных отношений и семейного воспитания на поведение ребенка, безусловно, носит системный характер. Ребенок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неудовлетворительных внутрисемейных отношениях.

Воспитание ребенка в семье зависит от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт характера у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

    Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие.  Я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.
«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», - этот вывод принадлежит классику педагогики И.Песталоцци. Любовь должна быть не слепой, все допускающей и все прощающей. Нужна «требовательная педагогика ласковой матери», как выражается народный учитель, писатель и ученый из Чувашии Г.Н.Волков.

И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.  Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.
     
Исходя из вышеизложенного, следует учесть, что для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:


  1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

  2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие).

  3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, что от них ждут, и быть последовательными.

  4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей.

  5. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

  6. Использовать объяснения и убеждения для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка, как совместные продуманные действия всех участников воспитательного процесса.

Список используемой литературы:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,1999.
  5. Мамикова Л. И. Педагоги, родители, дети. – М.,2000.
  6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
  7. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.
  8. Семейная психология и семейная терапия. №3 – М., 2006.
  9. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  10. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  11. Черствая О. Е., Киселева. Семейный уклад и карьера. – М.; Вологда, 2006.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

   Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Семинар – практикум с педагогами«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная ...

Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...

Консультация: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Развитие личности ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Развитие личности ребенка неразрывно связаны также с...