Театр дома
статья по теме

Чемоданова Татьяна Викторовна

Рекомендации для родителей по введению элементов театрализованной деятельности в среду ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТР – ДОМА

Какими же должны быть театрализованные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре».

        Потребность в игре у детей велика. Уже в два – три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за курочкой – мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котят и собачек, маленьких козляток.

        Действия их подражательны и  ситуационно, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и поэтому несут в себе большой положительный заряд.

        Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо если папы и мамы понимают, куда и зачем можно приводить малыша. В настоящий театр, например двух-трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему своего малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того что наш дом прочно и уверенно вошло телевидение но ведь оно никогда не заменит живого творческого общения детей и родителей.

        Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно постепенно:

« Посмотри малышка,  что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… Перед глазами малыша предстает забавная, пушистая мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе и весело смеется, потом целый день ходит  с ней, не выпуская из рук и наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, потом девочка привыкает, и симпатичная собачка несколько помятая валяется в углу….

        Что же произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первые чувств, который вызвал образ собачки ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила…

… На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая собачка:

- Гав, гав…, как то по щенячьи повизгивает собачка и затем уже совсем по человечьи:

- Нет, не надо сюда, я не хочу….

- Почему? - спрашивает мама

- Мены здесь не любят, - снова говорит собачка (говорит за нее мама)

- Ну не обижайся на Машу, - Теперь уже опять говорит мама. – Вы снова подружитесь, и она будет любить тебя еще больше. А потом, и ты тоже виновата, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, где жила раньше, почему не договорились с Машей, как будете жить вместе?

…. Было много еще маминых «почему», а Маша, изумленная, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила:

- Собачка скажи мне, как тебя зовут?

Мама заставила поверить Машу в реальность собачки. Это конечно не театр, но здесь присутствуют все его элементы, попытка драматизации действия, исполнение по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость) и конечно, сверхзадачей мамы было заставить Машу, включится в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучила девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, проводила к элементарным творческим проявлениям.

        Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников всегда руководит взрослый человек. Дошкольники не достаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре - они что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что они исполняют ту роль, которая им нравится.

        Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх создают законченные художественные образы, но в их сценических эпизодах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живая реалистическая радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети слушают, смотрят, запоминают, а потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

        Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность, рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них несильные роли. К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности. В детском саду несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье один, два, даже три ребенка? Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и их часто бывает недостаточно для театра. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы.

        Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними  проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке. Исполнительских умений ребят, подбодрить их, поддержать творческие проявления.

Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие скоро Вам принесет первые положительные результаты. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему чувствовать себя уверенно среди сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Театр дома - учите общаться"

Что наша жизнь? Игра… игра актеров и актрис… Какая роль предназначена в этом огромном спектакле Вашему ребенку и как сделать его исполнителем главной роли?Театр для ребенка – это самый лучший вид твор...

театр дома

Рекомендации для родителей по введению элементов театрализованной деятельности в среду ребенка...

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

"Театр дома"

Консультация для родителей на тему  "Театр Дома"...

Театр дома

Консультация для родителей в создании домашних спектаклей...

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...