Я сам! Развиваем самостоятельность детей (памятка для родителей)
консультация (младшая группа) на тему

Пулина Марина Викторовна

Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Алгоритм умывания, одевания и раздевания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdatka_roditelyam_1_mladshaya_samoobsluzhivanie.doc540 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания интеллектуальному развитию, чем развитию навыков  самообслуживания детей. В раннем возрасте для детей актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно повысить самооценку ребенка. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
  • раздевания и одевания;
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться  платком, салфеткой);
  • опрятности. 

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит.
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования.
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой.

Учимся пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица).

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка.
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению.
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка.

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды.
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки.
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются).
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький».

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить ребенку:

  • Снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

МАДОУ ЦРР д/с № 133

Памятка для родителей

Я сам!

Развиваем самостоятельность детей

Педагог-психолог

Молькова М.В.

Уважаемые   родители!

Если мы хотим, чтобы ребенок в процессах одевания/раздевания действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Прежде всего, у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается пред сном и после него и на прогулку, а также должна быть вешалка или крючок на уровне его роста для верхней одежды (в коридоре).

Выполнение действий при снимании предметов одежды:

Куртка, пальто:

- расстегнуть пуговицы, начиная с нижней (!),

- приспустить пальто с плеч,

- выдернуть одну руку из рукава,

- затем свободной рукой потянуть за обшлаг другой рукав,

- найти петельку, за которую надо вешать и повесить на крючок.

Обувь:

- поставить ноги в обуви поставить вместе,

- наклониться и развязать шнурки или расстегнуть липучки,

- ноги поочередно вынуть из обуви и поставить их рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног,

- задвинуть обувь рукой под стул, наклонившись вперед и не вставая, сразу пару.

Шорты: Сначала спустить до колен, потом поочередно высвободить ноги. Вешать на спинку стула, взяв за резинку, карманчиками от себя.

Колготки (подобным образом и штаны):

- стоя, двумя руками держа за резинку, ребенок спускает их ниже колен;

- садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (заранее надо познакомить ребенка с пяткой и носком);

- тянет поочередно чулки вниз.

На стул колготки следует положить одним из способов – на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх.

Носки: Снять немного с пятки и потянуть за носок. Снять, не выворачивая наизнанку. Свернуть вдвое, положить на обувь под стул.

Платье: - взрослый расстегивает пуговицы

- потянуть за ворот двумя рука вверх, высвобождая голову,

- затем потянуть рукав за обшлаг (место чуть ниже плеча сзади) вперед и вниз сначала одной руки, затем другой. Важный момент – рукава и платье не должны при этом выворачиваться на изнанку.

При вешании платья на стул, надо встать за его спинкой и повесить подолом вниз, застежкой вверх (если она сзади) или вниз (если она спереди).

Рубашка:

- расстегнуть две верхние пуговицы,

- снимаем как платье.

Располагать на стуле следует как платье.

Выполнение действий при надевании предметов одежды:

Колготки (подобным образом и штаны):

- встать у стульчика с той стороны, с какой находится резинка колготок – либо со стороны края стула, либо со стороны его спинки,

- взять двумя руками за резину и сесть на стульчик не вертя колготки,

- всовывать обе ноги в колготки, направляя ноги каждую в свой чулок,

- поочередно натягивать чулки, начиная от голеностопного сустава (щиколотки).

Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и, не переворачивая, надевает.

Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову (ребенок стоит за спинкой стула).

Платье, рубашка:

- встать за спинкой стула и, не снимая с него вещи, наклониться и взять подол в руки,

- просунуть голову в ворот платья (рубашки), затем выпрямиться,

- поочередно просунуть руки в рукава.

Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берет носки. Собирает носок до мыска, просовывает носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой. Вталкивает поочередно ноги. Застегивает.

Внимание родители, если ребенок проявляет самостоятельность при складывании одежды и отвергает помощь, то не мешайте ему. А потом, пока ребенок не видит, следует поправить одежду на стуле, чтобы подходя к нему, ребенок всегда видел аккуратно сложенную и висящую одежду – это приучает его к аккуратности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ памятка для родителей

Развиваем мелкую моторику. Памятка для родителей....

Коментированное рисование -средство развития речи и коммуникативной компетентности у детей. Памятка для родителей к семинару в рамках семейного клуба.

Совместное рисование ребёнка и родителя - обычное дело для семьи, если малышу  2,5-3 года. Однако, это очень важная и необходимая совместная деятельность может быть продолжена и далее, ...

Безопасность детей. Памятка для родителей.

Материал для родительского уголка....

Кишечные инфекции у детей Памятка для родителей

Кишечные инфекции у детей Памятка для родителей Заражение человека кишечными инфекциями происходит при попадании выделяемых больным или носителем возбудителей к здоровому человеку. Холерой и...

Как научить ребенка самостоятельно одеваться. Памятка для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13883854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Семинар-практикум для родителей младшей группы "Развиваем самостоятельность детей"

Самостоятельность детей, виды самостоятельности, какие умения могут быть сформированы у детей 3 лет, речь как регулятор поведения, практические ситуации для анализа, практическая деятельность с родите...