Развитие каллиграфических умений у детей
статья на тему

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребёнка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kalligrafichekih_umeniy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие каллиграфических умений у детей

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребёнка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

        Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них каллиграфических навыков. Это может привести к возникновению следующих проблем при обучении письму: низкий темп письма, быстрая утомляемость при письме, неровная «дрожащая линия», «угловатое» письмо, трудности в написании овалов, слишком сильный нажим, трудности в воспроизведении формы графических элементов, несоблюдение размера, наклона письма, большое количество помарок и исправлений, сползание букв со строки и масса других ошибок. Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

        Для формирования у ребёнка каллиграфического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений. Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребёнок 6-7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо, ребёнку трудно, и следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребёнком игровые и практические задачи. Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный и зрительный контроль.

        Анализ литературы по развитию каллиграфических навыков указывает на то, что в настоящее время нет необходимого программно-методического обеспечения для комплексной подготовки письменной речи ребёнка. Исходя из вышеизложенного, появилась необходимость создания разработки по развитию у детей каллиграфических умений.

        Разработка представляет собой набор росчерков и пальчиковых упражнений по лексическим темам. Упражнения носят игровой характер, т.е. детям присуще играть, творить, рисовать. Целью нашей разработки является развитие каллиграфических умений у детей с  общим недоразвитием речи. Реализация данной цели осуществляется через поставленные задачи. Образовательные: учить детей различным способам манипулирования с предложенным материалом; развивать координацию движений; работать над развитием способности согласовывать движения со словом; развивать творческое воображение; развивать чувство ритма и темпа. Коррекционные: развивать мелкую моторику; развивать слуховое внимание; использовать поставленные звуки в речи. Воспитательные: формировать эмоционально-волевые качества детей. Коррекционная деятельность по развитию каллиграфических навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы: принцип системности. В работе над формированием пальцевой моторик осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учётом возрастных физиологических возможностей и уровня их развития. Принцип комплексного подхода. Материал включает задания на всестороннее развитие ребёнка. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий. Здоровьесберегающий  принцип. Количество и время занятий соответствует возрасту детей ( для детей 5-6 лет 7-10 минут, для детей 6-7 лет 10-12 минут).

        Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов: внимания, конструктивного мышления, логического мышления, творческого воображения. В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества: умение объективно оценивать свою работу, уверенность в своих силах и способностях, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность. Это практическое пособие состоит из отдельных листов. На каждом листе рисунок-росчерк и соответствующая пальчиковая гимнастика. Все задания следует выполнять по порядку, не пропуская и не переставляя их, т.к. они расположены в порядке усложнения. Работа с росчерками должна предваряться их анализом, рассматриванием картинок, пальчиковой гимнастикой. На протяжении всего процесса обучения широко используются приёмы обводки и раскрашивания рисунков, их дорисовывания до образа, элементы логоритмики, обобщение понятий одним словом. Таким образом, на занятиях у детей работают зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, что позволяет достичь высоких результатов в обучении. Пособие рекомендовано для детей 5-6 лет. В нём нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Напротив, весь материал имеет лёгкий, занимательный характер и хорошо доступен восприятию детей. Любой взрослый может самостоятельно провести с ребёнком курс домашнего обучения. Сроки преодоления недостатков моторной функции руки зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей детей, регулярности занятий, участия и заинтересованности взрослого в этой работе.

        В процессе выполнения небольших заданий ребёнок без всякого принуждения осваивает сложные движения руки. Он учится в игре писать, рисовать, думать, общаться и радоваться успеху. Если заниматься с ребёнком систематически, все трудности обучения письму в школе будут преодолены.

                        Росчерки помогут детям всем.

                        В школе избежать больших проблем.

                        Важно у ребёнка руку развивать,

                        Чтоб могли они всё правильно писать.

                        Когда движения и стих сливаются,

                        То результат отличный получается.

                        Развитые пальчики, память и речь

                        Помогут ребёнку здоровье сберечь.

        Мы рекомендуем заниматься по этому пособию и воспитателям и родителям. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо, принесут ему удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений  пальцев рук и речью. Исследования показывают, что до тех пор, пока движения пальцев у ребёнка не станут свободными, полноценного развития речи не удаётся. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка.

        

Список используемой  литературы:

     1.Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. Начальная

        Школа- 1994- №7.

2.Белова Т.В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. –    М.: Астрель; Профиздат, 2007.-63с.

3. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. Обучение детей в детском саду и школе. М. – 1998.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. С-Пт.-1997.