Что наша жизнь - игра!
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей «Ошибки взрослых в организации детских игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst-3.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Что наша жизнь – игра!

        Игры не только полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но стократ – детям. Игры любые – подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, родительский взгляд, никакого ума не надо. Если бы этот вывод был достоянием всех  взрослых, если бы о нем знали не только все родители, но и воспитатели, учителя, говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не знают.

Итак, какие же ошибки допускаем мы, родители, в вопросах детских игр? Прежде всего, образно говоря, не хотим (заняты, устали, лень, не придаем значения…..) сесть на корточки или стать на четвереньки рядом с ребенком. Отделываемся тем, что покупаем игрушки. И – сердимся, а то и наказываем, если ребенок эти игрушки ломает, не хочет играть с ними. А не понимаем того, что играть ему одному скучно. Игра, практически любая, требует партнера. Какое-то время партнером может быть кукла или заяц, или медведь.  Но ведь игра – это обязательно ситуация. А набор ситуаций с неодушевленным предметом весьма ограничен. Вот почему ребёнку скоро даже с новой игрушкой становится неинтересно.

Возможность разобрать игрушку, что при отсутствии навыков и инструмента почти всегда выглядит как поломка её – это уже интереснее. Это уже новая игровая ситуация. Для ребенка поломать – это игра. Для нас – материальный ущерб. Ну и соответственно наша реакция оказывается ребёнку непонятной. Но ведь любознательность,  стремление узнать «что у мишки в животе» - неотъемлемая черта детства. Значит, во-первых, игрушки следует приобретать такие, чтобы это не слишком отражалось на бюджете семьи, а во-вторых, когда-нибудь и самим, взяв отвертку, вскрыть игрушку и показать «внутренности».

Несколько слов о приобретении и хранении игрушек. Думается,  серьезной ошибкой является посещение магазина игрушек вместе с ребенком. Сколько бы игрушек не было дома и даже в детском саду, в магазине их всё равно больше. Не только у ребенка, у взрослого глаза разбегаются. Сделать же выбор очень трудно. И если всё-таки взрослые могут на чем-либо остановиться, то для ребенка такой подход в принципе невозможен. И потому конфликт в той или иной форме неизбежен.

Кроме одной-двух любимых игрушек, как правило, используемых не постоянно, а лишь в определенных ситуациях,  остальные достаточно быстро ребенку надоедают. В то же время обилие их рассеивает внимание, еще более снижает интерес к ним. Поэтому (но опять же – об этом надо думать, тратить время на это) периодически, и чем младше ребенок. Тем чаще, игрушки надо убирать, а через 2-3 недели, месяц вновь давать ребенку.

Серьезная ошибка взрослых, когда они всё же снизойдут до игры с ребенком, заключается в неумении выдержать грань допустимой снисходительности. Попытаюсь объяснить это на примере. Когда-то, заведя себе собаку, я занимался с ней в клубе служебного собаководства. Инструктор учил нас, как воспитать у собаки смелость. Если «чужой» (а это был, конечно, тоже кто-то из нас), замахнувшись на пса, тут же поворачивался к нему спиной и убегал, собака начинала верить в свою силу и пыталась догнать. Если же, замахиваясь, шел на неё, она трусила и пряталась за хозяина.

Примерно так и с ребенком.  Если родители,  согласившись поиграть с сыном или дочерью,  будут подавлять ребенка своим интеллектом  («Ну кто же так ходит? У тебя что, глаз нет, ты что, не видишь? Это неправильно, сколько раз тебе говорить…»),  у него разовьются комплекс неполноценности,  страх принимать решение,  неуверенность в своих силах и т.д. С другой стороны, если всё время поддаваться, «поворачивать спиной и убегать», тоже ничего хорошего не получится. Это от служебной собаки требуется безоглядная  смелость  и даже безрассудство в защите хозяина, дома, границы. От человека требуется все-таки  другое.  И если, как часто бывает, родители не могут найти золотой середины и, не оказывая сопротивления, всё время поддаются, ребенок вырастет с  гипертрофированным  самомнением и излишней самоуверенностью, за что жизнь обязательно накажет его.

Одним из важнейших условий игр ребенка можно считать чрезвычайную легкость перевоплощения. Прислушайтесь, с чего начинается большинство игр: «Я буду как будто мама, а ты моя доченька… Я как будто учительница, а ты ученица… Я как будто доктор, а ты больной…». А через 5 минут наоборот: «Ты как будто доктор, а я больной…».К сожалению, взрослые так легко и быстро не входят и не выходят из роли. Надо избегать ещё одной ошибки – быть все время только самим собой.  В игре допустимо, более того, необходимо на некоторое время и самому стать ребенком.

А как к играм детей относится медицина?  Ответ однозначный – положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими. Считать же достаточным объем движений, который дается во время пребывания ребенка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом воображении.

Ну, а может ли ребенок переутомиться, «перебегать» или «перепрыгать»?  Здоровый – нет. По двум причинам:  первая – у детей невелик запас выносливости,  они просто  физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку,  которая бы была вредной для здоровья. И вторая – в большинстве случаев  дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане. Только маме, наблюдающей с балкона, кажется, что её ребенок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом.  Вспомните, как вы играли сами – пробежка – остановка, пробежка – отдых.

        Конечно, при некоторых заболеваниях двигательную  активность  детям  приходится ограничивать – но врач об этом скажет. Во всех остальных случаях пусть бегают, пусть утомляются – и аппетит станет лучше, и сон крепче. А родителям необходимо позаботится о профилактике простудных заболеваний.  Дети простуживаются ( кстати, и взрослые тоже) не тогда, когда им холодно, а когда в холод им жарко. Здесь нет никакого парадокса.  Даже при значительном и длительном  пребывании на холоде ребенок не простынет, хоть и замерзнет до дрожи.  Потому что организм включит сложную систему обогрева  (да вот и дрожь – это же мышечная работа, при которой вырабатывается тепло), до минимума сведет  теплопотери.

        Совсем другое дело в жару или когда ребенку жарко вследствие  излишнего укутывания. В коже открываются бесчисленные «форточки» - поры, через которые с потом уходят избытки тепла.  И стоит в этой ситуации какому-либо участку тела оказаться не защищенному одеждой или промочить, например, ноги – простуда обеспечена. Но игра здесь ни при чем.  Это весьма распространенная, но упорно отстаиваемая родителями ошибка – закутать свое дитя так, чтобы и лица не было видно.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостинная "Что наша жизнь игра..."

Данный конспект предназначен для совместной работы  родителей с детьми старшего дошкольного возраста по формированию детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности ....

Авторская статья по работе с родителями "Что наша жизнь? ...ИГРА!"

В данной статье главная цель показать родителям значимость игры для развития  ребенка, научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для  полноценного эмоцион...

Конспект родительского собрания «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней - актёры».

Цели:  создание условий для активизации знаний родителей о театральной деятельности ребёнка в семье и детском саду.Задачи:- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению ...

Вся наша жизнь – игра

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его волевых качеств. В игре р...

"Вся наша жизнь-игра"

Педагогический практикум для воспитателей...

"Вся наша жизнь-игра"

ПРезентация к деловой игре...

Тренинг для родителей второй группы раннего возраста «ЧТО НАША ЖИЗНЬ?... - ИГРА!»

Цель: показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка раннего возраста.Задачи: 1. Рассказать родителям о предназначении игр и игрушек.2. Научить управлять ребенком с помо...