Что такое дизартрия?
консультация по теме

В статье описаны особенности развития детей с дизартрией, Публикация поможет родителям спланировать дальнейшии действия , если они предполагают наличие у ребенка тяжелого нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое дизартрия?

Дизартрия  - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Проблема   кроется  в неправильно посылаемых к органам речи нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Причиной нарушения  речевых  отделов  центральной нервной системы могут стать  различные неприятности во время родов, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни малыша и т.д.

Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. Ребенку с дизартрией  крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, бывает, что он и не замечает, как приоткрылся рот и высунулся язычок… Конечно, малыш не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена: ребенку трудно даже щеки надуть, не то, что звук  "Р" произнести.

При дизартрии  всегда нарушается тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным, пониженным, но чаще всего бывает и то и другое. Например, передняя часть языка напряжена, а боковые края вялые, не могут подняться или опуститься. Чтобы понять, что чувствует человек с дизартрией, вспомните свои ощущения при анастезии у стоматолога. Вы не чувствуете части своего лица, язык неповоротлив, речь смазана… Очень неприятно, не так ли?

Как родители могут заметить характерные проявления дизартрии?   

Обратите внимание на  общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев, ему трудно соблюдать темп и ритм, трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге.

Понаблюдайте за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Попросите его сложить ручки в «замок», поиграть в «колечки». Для ребенка трудно сделать эти простые задачи.

Особенности артикуляционного аппарата:

- вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка, язык тонкий и вялый, особенно кончик языка.

- мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, перенапряжены.

- встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка для произнесения какого-то звука.

- повышенное слюноотделение во время речи. Дети просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.

- дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется «гиперкинезы».

И еще несколько слов о дыхании. У детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

Нарушения проявляются и в эмоционально-волевой сфере в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке и трудно приспосабливаются к ее изменению, избегают трудностей.

В психическом плане выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась дизартрия.

Что же делать?

4-6 летнего ребенка с дизартрией  должны зачислить в специализированную группу детского сада для детей с нарушениями речи. Однако, это не всегда бывает просто в силу переполненности групп в детских садах города.

Опытный специалист-логопед за 1-2 года избавит вашего малыша от этой неприятности, и вы даже забудете слово «дизартрия».

Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это  поход к неврологу. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые  следует обратить внимание доктора.

Предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Важным элементом логопедической работы является развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

Родителям важно сосредоточиться на  формировании  у малыша  самоконтроля за речью. Тогда  он сможет чисто выговаривать все звуки речи, но при снижении контроля за произношением эти же звуки будут нечеткими.

Маленькие хитрости

  • Если мышцы  органов речи очень вялые, отдайте малыша в музыкальную школу по классу любого духового инструмента. Подобный тренинг хорошо развивает сильный выдох, что важно при произнесении звуков речи и укрепляет мышцы губ, щек и отчасти языка.
  • Если у ребенка часто приоткрыт рот (при здоровых аденоидах), это говорит о слабости мышц нижней челюсти. Поиграйте в «Котенка». Малыш зажмет  губами соломинку для коктейля, только вдоль. Зажатая  соломинка будет напоминать усики у котенка. С соломинкой  можно смотреть телевизор или заниматься делами, не требующими говорения (рисование, конструирование и т.д.). Постепенно мышцы окрепнут, и рот будет автоматически  оставаться закрытым.
  • Если  мышцы губ слабые, а воздушная струя при речи недостаточная, предложите малышу дуть в трубочки различного диаметра (вплоть до диаметра макаронины). Трубочку опускаете в миску с водой, куда добавьте чуть-чуть  средства для мытья посуды. Когда малыш будет дуть в воду через соломинку, в миске  будут получаться целые мыльные  замки.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей. Контролировать речь в быту - задача родителей, как и выполнение домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...