Игра в работе с детьми.
статья на тему

Ананьева Алла Михайловна

Важнейшей особенностью игры К.Д. Ушинский считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек – его ум, воля, сердце

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в  работе с детьми.

Важнейшей особенностью игры К.Д. Ушинский считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек – его ум, воля, сердце. Присматриваясь к детской игре, педагог может увидеть «всю душевную жизнь» ребенка. Соглашаясь с некоторыми исследователями, в том что игра может носить прогностический характер, Ушинский отмечает, что «это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу».

 Именно поэтому наше утро с ребятами начинается с игры. Веселые хороводные, сюжетные игры проходят у нас в утренние часы. Они поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. Это способствует развитию активности и самостоятельности. В моей группе младшего дошкольного возраста создана предметно-развивающая среда, присутствуют атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наличие ширмы и много дидактических игр. Играя  с детьми, я побуждаю их думать и говорить, стимулировать речевую активность. Именно игра делает обучение ребенка интересным  и желанным занятием. А для взрослых игра выступает как инструмент всестороннего развития детей. Сюжетно-ролевая игра-это самая сложная. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими разворачиваются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане. Я - врач, а ты - больной. Но ты тоже хочешь поиграть шприцом и сделать укол, и я уступаю тебе роль. Смена врачей. Выбор ролей может стать источником конфликта. Замысел и развитие сюжета приходится постоянно согласовывать друг с другом. Девочки играют в детский сад, собрав из кукол группу. Одна говорит: «Ты деток покорми, а я их буду наряжать». Чуть позже - другая: «Теперь я с ними погуляю, а ты уложи их спать». Игровое общение создает характеры, когда ради развития сюжета можно договориться и в чем-то уступить партнеру. Сюжетно-ролевая игра развивается в разных направлениях; сюжеты отражают все более далекие сферы действительности:  почту,  скорую помощь, спасателей, космодром. Сюжеты становятся развернутыми, разноплановыми, согласуются действия разных бригад или подразделений: поликлиника с разными специалистами, аптека. Чем ярче игра, тем сложнее правила, иначе сюжет распадется. Развернутая игра требует квалифицированного руководства. В прежние времена, когда у детей были разновозрастные дворовые компании, игровой опыт усваивался от старших, сюжеты передавались из поколения в поколение. Теперь, когда семьи немногочисленны и дворовых сообществ почти не осталось, руководство игрой берут на себя взрослые. Конечно, игра не терпит указаний, но взрослый может обогащать впечатления детей путем экскурсий, чтения книг, расспросов. Надо помочь осознать  персонажи, уточнить их, действия, реплики.

            Помимо сюжетной игры, большое положительное влияние на детей оказывают подвижные игры с правилами. Они развивают волю к победе, состязательность. Самыми любимыми играми у моих деток являются следующие игры: «Колпачок»,  «Змея», «Коза», «Краски», «Море волнуется раз». Хотелось бы отметить, что игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Игра «Змея».

Выбирается голова Змеи. Голова подходит к играющим по очереди и спрашивает:

-Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

Игрок соглашается, пролезает под ногами змеи и становится за ней, крепко держась за талию. Так собираются все дети. После этого Змея ползет – идет – по комнате, извиваясь. Наконец, Змея проголодалась и хочет съесть кого-нибудь. Оставшийся вне змеи игрок должен убегать, а Змея ловит его, стараясь не развалиться. Поймать может только голова Змеи.  

 Игра «Коза».

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

         Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга -  «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

                

                Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

                Искать  себе принцессу, принцессу, принцессу.

                Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

                И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем

                И хвостиком помашем, помашем, помашем,

                И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает  кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем  поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и  в заключении  топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в  центр круга, и игра продолжается  до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

Игра «Колпачок»

Дети становятся в хоровод. Один из них – колпачок – сидит на корточках в центре круга. Дети идут по кругу под песенку.

«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь»

На словах «На ноги поставили» колпачок поднимается с корточек и начинает танцевать. Он выбирает кого-нибудь, кто становится колпачком и игра начинается вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"

Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем вместе с детьми» (вторая младшая группа)

Мастер – класс с родителями и детьми. Тема: «Играем вместе с детьми».Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной,игровой деятельности...

Познавательные игры дома с детьми дошкольного возраста (Опыты с детьми 4-5 лет в домашних условиях).

Опыты дома с водой считаются одними из наиболее простых в исполнении. ...

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...