«Экранная диета» для ребенка: как сделать отношения с гаджетом безопасными и полезными»
консультация (старшая группа) на тему

Новикова Любовь Михайловна

Разговоры об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны – это часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekrannaya_dieta.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Экранная диета» для ребенка: как сделать отношения с гаджетом безопасными и полезными» 


Разговоры об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны – это часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами? 

Основной проблемой семейного воспитания является раннее приучение детей к экрану.  Он  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Телевизор и планшет становятся главными «воспитателями» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и  для его психического развития.
«Сегодня более 30% детей до двух лет играют в игры на мобильных устройствах. Около 75% подростков имеют личный смартфон, 24% из них признаются, что постоянно им пользуются». Тем не менее это признание не решает главного вопроса: какие отношения с электроникой можно считать здоровыми? 
Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его за компьютер? Стоит ли позволять ему возиться с устройством каждый день? Каковы нормативы экранного времени для детей? И как все это отражается на здоровье и развитии детей? 

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы  родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

 Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Во внутренней речи совершается не только  мышление,  но и  воображение, и  переживание, и  любое представление, словом  всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если эта форма речи не сложилась,  человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

Но неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Анализируя мнения врачей и психологов, можно выделить допустимое время контакта с экраном, в зависимости от возраста ребенка.

Дети до трёх лет в идеале 0 минут в день у телевизора и точно 0 минут у планшета /телефона

3-5 лет –  20 минут телевизора, все ещё хорошо без гаджета. Но есть экстренные ситуации, например самолёт. Там тоже можно сто разных развлечений придумать, но все же во имя пассажиров и мамы можно немного планшета.

5-7 лет – 30 минут или 10 гаджет (лучше без него)

7-9 лет –  общее время 40 минут в день у всей техники

9-14 лет –  60 минут

свыше 14 старайтесь договориться, но не более 90 минут.

Если ребенок уже знаком с гаджетами, компьютером, телевизором, то задача родителей заключается в том, чтобы у него не развилась «экранная зависимость.

Советы родителям:

1. Будьте другом ребёнку

Доверительные отношения, минимум критики и сопереживание – вот, что необходимо любому человеку от близких, и дети – не исключение. Если кого-то постоянно ругают или не понимают, велик соблазн найти отдушину в виртуальном мире. Советуйтесь со своим чадом по важным вопросам, учитывая его мнение.

2. Больше увлечений

Иногда дети проводят все свободное время у телевизора и компьютера просто потому, что не знают других развлечений. Прививайте им интерес к полезным видам активности. Замечательно, если ребёнок посещает кружки и секции. Для воспитания ответственности можно завести ему домашнее животное.

Соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел, слишком велик. Но недостаток общения и участия все равно сказывается. Столь же непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе. 
Мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение. 
Родителям не следует давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять детям проводить больше 2 часов в день за экраном. Должны действовать принципы скорее не времени, а качества отношений между ребенком и гаджетом. 
1. Установите единые правила. 
Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые должны уважать и вы, и ребенок. 
2. Начните с себя. 
Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почти, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники? 
3. Делайте открытия вместе. 
Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте ребенка исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом. 
4. Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. 
Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Выбирайте те приложения, которые разрабатываются совместно с детскими психологами и педагогами или получают их одобрение. 
5. Выбирайте игры, связанные с общением. 
Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлечения в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры. 
6.Используйте потенциал социальных сетей. 
Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, это поможет ему лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок. 
7. Создавайте «свободные зоны». 
Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Здесь родители смогут найти полезную информацию, о том, на что нужно обратить внимание, если вы хотите посетить музей, выставку и т.д. Поможет совместить приятное с полезным, усвоить несколько простых...

Консультация для родителей "Как сделать поход в музей приятным и полезным"

Музей познавательное место для развития ребенка. В данной консультации Вы узнате как приятно и с пользой  провести  выходные с ребенком....

«Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра».

Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерар...

Проект «Безопасное отношение к природе – безопасное отношение к своему здоровью»

Цель: проектируемого процесса: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания....

"Как сделать отношение с гаджетом безопасными и полезными"

Советы родителям, как уменьшить время проводимое с гаджетами....