Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников
консультация на тему

Гадеева Людмила Владимировна

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

В исследованиях были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»;угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия («Когда ты…»);

- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

- выдвинуть определенные жесткие требования;

- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

В психологии существуют разнообразные  методы коррекции и развития взаимоотношений дошкольников в группе:

  • Игротерапия.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, можно решить проблемы замкнутости, агрессивности, скованности, а также двигательное  раскрепощение   детей; игры обучающие сотрудничеству и уважению прав окружающих.

  • Тематическая беседа.

Необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ребенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.

  • Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей.

Сказка помогает сформировать адекватную «Я» – концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находиться внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и т.д.).

  • Проигрывание ситуаций с последующим их анализом. Этот метод работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу он бывает очень сложен, т.к. дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.
  • Метод рисунка.

Он направлен на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

  • Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Позволяет дошкольнику уйти из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Это помогает ребенку вовремя снизить тон, регулировать свои эмоции и поведение, вместо того,  чтобы отреагировать на нее обидой и уходом от общения.

Практические игры и занятия с детьми

I Терапевтические игры

1 .Игры-этюды (психогимнастика).

Цель. Учить способам выражения эмоций, действий, образов.

В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимы. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музыкальный сигнал или др.). Создавая этюды. Они меняют мимику, пантомимические действия героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями.

Анализ применения:

Детям достаточно трудно раскрепоститься, изображение различных образов дается им сначала с трудом, но через некоторое время они осваивают данную технику и с удовольствием показывают различные образы.

2.Игра «Скажи другому комплимент».

Цель. Учить вербальным способам объединения внутри группы.

Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятные слова друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Анализ применения:

Упражнение проходит достаточно напряженно, поскольку бедный словарный запас еще не позволяет им достаточно четко выражать свои мысли.

3.Игра «Назови себя».

Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Анализ применения:

Игра хорошо принимается детьми, они играют с удовольствием, но она вызывает некоторую дезорганизацию.

4.Игра «Позови ласково».

Цель. Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.

Анализ применения:

Эту игру хорошо использовать для закрепления ласковых имен, названных в предыдущей.

5.Игра «Волшебный стул»

Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплементы. Можно погладить по голове и обнять сидящего.

Анализ применения:

Трудность возникает в активизации достаточно бедного в этом отношении словаря детей.

6.Игра«Передача чувств»

Цель. Научить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

Анализ применения:

Игровая ситуация, которая строится на невербальных действиях вызывает живой интерес детей данного возраста.

7.Игра «Перевоплощение».

Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

Анализ применения:

Дети с удовольствием вступают в игры данного типа, поскольку чаще всего они вынуждены долгое время находиться в статичных позах, а подобные упражнения позволяют им освободиться от накопившейся энергии, эти игры можно использовать и на занятиях как полноценную замену физкультминуткам.

8.Игра «Подарок другу».

Цель. Развивать умение невербально «описывать» предмет.

Ход. Один ребенок становится «именинником», остальные, «дарят» ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Анализ применения:

Поначалу подобные задания вызывают затруднения, вызванные излишней застенчивостью, скованностью, но в дальнейшем именно они способствуют процессу внутреннего и внешнего раскрепощения детей.

9.Игра «Скульптор».

Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход. Один ребенок - скульптор, трое-пятеро детей - глина. «Скульптор» «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

Анализ применения:

Игра дает возможность детям превратиться в неживой предмет, и этим очень заинтересовывает их.

10.Игра «Волшебный цветок».

Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается, затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

Анализ применения:

Дети перевоплощаясь в неживой предмет переносят и свои действия, чувства на него, т.к. в какой-то степени дистанцируются от самих себя, что позволяет им реализовать свои внутренние порывы.

11.Игра «Разноцветный букет».

Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

Анализ применения:

Дети охотно принимают участие в этой игре, ее можно использовать также как социометрическую методику.

12.Игра «Солнечный зайчик».

Цель. Продолжить воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Ход. Детям предлагают с помощью зеркала поймать «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не вмещается в ладошках и «зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

II Чтение сказки или сказок о конфликтах на основе материала, предлагаемого М.А.Панфиловой. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии. Сказки как материал для формирующего эксперимента взяты из книги Панфиловой М.А. «Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников».

III.Обсуждение ситуации конфликта по предложенным нами вопросам с детьми, совместная разработка его позитивного решения.

Вопросы для обсуждения составлены с учетом необходимости закрепления прочитанного, стимулирования детей к самостоятельному разрешению возникающих в игровой деятельности конфликтов:

К сказке «Ябеда».

1.Почему лесные ученики не стали играть с Кошечкой?

2.Бывают ли «ябеды» среди людей?

3.Почему Кошечка была «ябедой»?

4.Какой совет дал Учитель-Еж ребятам?

5.Кто и как им воспользовался?

6.Про какой секрет нам нужно всегда помнить?

7.Можем ли мы использовать данный совет и секрет при необходимости?

К сказке «Драка».

1.Почему Волчонок начал драться с Лисенком?

2.Почему иногда случаются драки у вас?

З.Что предложил Учитель-Еж драчунам?

4.Понравилась ли «Сердитая подушка» ребята?

5.Что бы вы предложили сделать в этой ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиация в ДОУ: первые шаги в приобщении дошкольников и их родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов.

Службы школьной медиации новое актуальное направление в современном образовании. Техники и методики помощи в разрешении конфликтных ситуаций актуальны, конечно, и для таких образовательных организаций...

Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru

Проблема  конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всё...

Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»

Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает  как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....

Статья «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников»

Внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, пони...

Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников.

Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже нарушению ...

Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»

Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»...