Методический материал для работы с родителями.
методическая разработка на тему

Ронжина Ольга Сергеевна

Консультация родителей на темы:

 

  1. Игроритмика.
  2. Музыкально подвижная игра для детей дошкольного возраста.
  3. Так что же такое память?
  4. Что такое Танец.
  5. Влияние музыки на ребенка.
  6. Импровизация.
  7. Музыкальные инструменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация родителей на темы:

  1. Игроритмика.
  2. Музыкально подвижная игра для детей дошкольного возраста.
  3. Так что же такое память?
  4. Что такое Танец.
  5. Влияние музыки на ребенка.
  6. Импровизация.
  7. Музыкальные инструменты.

1.Игроритмика.

          Игра- это особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая во всех степенях культуры, при разных формах мировоззрения.

               Игра-биологическая функция человека, реализация врождённого инстинкта подражания, компенсация нереализованных возможностей, выход избыточной энергии, упражнения в самообладании и т.д.

                Как правило, игра является основной деятельностью детей. В процессе игры дети знакомятся  с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают своё представление о мире. Это творческая деятельность детей. В нашем сознании игра это дело не серьёзное, но дети живут в игре, действия образов игры не прекращаются с её окончанием. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребёнка является целью занятий.

               Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

        Игра – определённое качество деятельности, отличающееся от обыденной жизни, это преображение действительности и играющего.

Ценности значения этого огромны. Чтобы не делал человек, любое движение зависит от мышечного движения. Наше тело является выражением нашей души.

Необходимо уделять большое внимание развитию двигательного аппарата.

Игровая форма проведения ритмической разминки и танца, представляющая законченную сюжетную композицию, является особенно эффективной для развития пластичности, координации, накопление двигательных навыков. Выполняя движения под музыку, дети, как правило, представляют тот или иной образ, передают не только облик и характер персонажей, но и своё отношение к ним. А это уже рождение  творческого воображения.

               Игровой танец  требует волевого проявления у ребёнка, т.к. ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи, согласуя действо с музыкой и образом. Также игровой танец требует быстрой реакции на внешние раздражители, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, образом танца, нужно иметь определённый запас движений. Движения можно заимствовать  из физических упражнений, различных танцев и т.д. Движение должны иметь необходимую амплитуду, включать элементы координации рук, ног, туловища, развивать группы мышц, воспитывать навыки выразительного движения. Необходимо поощрять в танцевальных играх составление детьми комбинаций из элементов танцевальных и ритмических упражнений, собственных выразительных движений.

        Танцевально-игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функцию внимания. Игровой танец способствует  формированию двигательных взаимоотношений между детьми, использованию подражательных реакций и позволяют детям осознать свои потенциальные способности и возможности.

2. Музыкально подвижная игра для детей дошкольного возраста.

Подвижная игра, которая проводится с музыкальным сопровождением, вызывает у детей большую заинтересованность и проходит значительно оживленнее. Музыка поднимает настроение ребенка, побуждает ее двигаться более энергично, красиво, в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребенка с музыкой. При этом одновременно решаются задания физического и музыкального воспитания дошкольников. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру.
Добирая музыку к игре, следует помнить, что она должна образовывать единство с двигательным материалом, составлять вместе с ним единственный художественный образ. Только при этих условиях варианты движений закрепляются в памяти детей в единстве с музыкальным произведением. Важно не количество мелодий, которые запомнились, а качество музыки, его воспитательные возможности.
Если музыка не отвечает характеру движения, то она плохо запоминается, не вызывает интереса к игре, побуждает к формальному выполнению движений. Музыка, которая отвечает сюжету игры, обидам персонажей вызывает эмоциональные реакции, творческую активность и запоминается с легкостью.
Каждое движение в игре имеет своеобразный характер, потому важно найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, бежал, прыжки на месте или с продвижением вперед нуждаются в легкой, бодрой музыке; плавные движения руками, медленная ходьба, спокойной.
Добирая музыку следует учитывать возраст детей, особенности восприятия, уровень музыкальной подготовленности, а также анатомо-физиологические возможности двигательного аппарата, каждое движение в игре имеет своеобразный характер, потому важно подбирать музыкальные произведения для ходьбы и бега в разном
темпе, прыжков подбирают яркие, выразительные, с четкими фразами контрастного характера.Нельзя произвольно изменять темп музыки, подстраивать его под движения детей, дополнять аккорды, делать купюры. Это нарушает характер музыки, негативно влияет на ее правильное восприятие. В подвижных играх основная роль отводится двигательным заданием, и музыка должна способствовать их выполнению. В играх, содержанием которых являются основные движения, которые выкапываются в индивидуальном темпе ( прыжки в гору, лазит, метание в цель), а также в играх эстафетного характера — музыка лишняя.
Во всех возрастных группах детского садика благодаря музыке повышается двигательная активность детей (количество движения в ходьбе, бегу в среднем повышается на 10-15 % ). Благодаря применению в музыке динамических изменений ( силы звуков) можно развивать у учеников умение руководить своими слабым двигательным импульсом и, напротив, громкие звуки (форте) вызывают сильные импульсы, они способствуют большему напряжению мышц и широкой амплитуде движения.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением способствует формированию правильной осанки, координации движений и их усовершенствованию. Музыка предоставляет движениям особенной выразительности, четкости, ритмичности. Радуясь музыке и чувствуя красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, переживает подъем, становится жизнерадостной. Она положительно влияет на чувство дошкольников, настроение, эмоции, способствует уверенности и решительности в исполнении двигательных действий во время игр, а также формирует, артистические способности выражения движениями внутренних ощущений музыки и эмоциональных переживаний.
Перед тем как начать игру, детям дают прослушать музыкальное произведение, чтобы они поняли его содержание, обращают их внимание на характер произведения и на более яркие средства музыкальной выразительности, которые отражаются в движениях. Да, например, говорят:"Послушайте, дети, как ходит, вразвалку медведь и ревет низким голосом". Музыка медленна, в низком регистре. Или:" Послушайте, дети, какая веселая, быстрая музыка, в высоком регистре. Это воробьи весело прыгают, клюют зернышки, быстро перелетают с места на место". Музыку можно использовать в качестве интересного, захватывающегося начала игры. Благодаря музыкальному вступлению воспитатель может навсегда отказаться от нудных сообщений типа: «А теперь мы поиграем в интересную игру.». Любую игру музыка сделает интересной и захватывающей: «Дети, какую игру подсказала вам эта прекрасная музыка?». Или «Попробуйте, дети, придумайте игру под эту веселую песенку». Такие приемы делают подвижную игру привлекательнее и эффективной, что содействует физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников всех возрастных групп.
1. Подвижные игры под музыку будут полезными для детей лишь тогда, когда развитие сюжета игры, ее характер и движения участников отвечают содержанию и характеру музыки и средствам ее выражения.
2. Для каждой игры важно найти соответствующее музыкальное сопровождение. Нельзя произвольно изменять темп музыки, подгоняя его под движения детей, делать купюры и тому подобное. Это нарушает характер музыки, негативно
влияет на ее правильное восприятие детьми дошкольного возраста.

3. Так что же такое память?

Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены пять основных критериев (признаков).

1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:

двигательная (моторная) – память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия;

наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее. Например, при хорошо развитой образной памяти воспоминания обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется так живо и ярко, как будто человек вновь его воспринимает;

словесно-логическая (или словесно-смысловая), которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;

эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него. Способность сочувствовать, сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).

3. Длительность сохранения информации в памяти. В зависимости от времени сохранения информации выделяют:

кратковременную память, позволяющую удерживать полученную информацию в течение короткого времени. Здесь может храниться очень ограниченное количество информации – 7 ± 2 единиц материала. Кратковременную память можно рассматривать как пропускной пункт, минуя который, никакая информация не сможет попасть в долговременную память. Все процессы памяти начинаются именно с кратковременной памяти;

оперативную память, обеспечивающую кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции. Например, когда мы решаем задачу, то удерживаем «в уме» какие-то промежуточные результаты. Но в процессе продвижения к конечному результату промежуточные решения забываются;

долговременную память, для которой характерно сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения. Здесь содержится огромный объем различной информации, знаний, умений и навыков.

4. Модальность запоминания. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие виды памяти:

– зрительную память;

– слуховую память;

– осязательную память (ощущения от прикосновений);

– двигательную память;

– пространственную память.

5. Способ запоминания. В зависимости от способа запоминания выделяют непосредственную и опосредованную память. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.

Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает.

Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей этого возраста еще не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы.

Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.

Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953)

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

4. Что такое Танец.

Танец - ритмичное движение под музыку - один из древнейших видов искусства. Существуют национальные танцы (лезгинка, гопак, фламенко), бальные классические (вальс, танго, румба), современные (рок-н-ролл, брейк), сценические (балет). В танце можно выразить свои чувства, поведать истории), создать нужную атмосферу или продемонстрировать мастерство. Различают два основных вида танцев: светские, ради собственного удовольствия, и сценические, для зрителей.

ТАНЕЦ В ИСТОРИИ. Танец возник мною тысяч лет назад: фигурки танцующих людей встречаются в наскальных рисунках в пещерах Европы и Африки, относящихся к доисторическим временам. Большинство старинных танцев связаны с ритуалами и обрядами. Английский танец «Морис» восходит к древним воинским обрядам, а плясуны «нуду» на Гаити впадают в транс, призывая духов. Выразительные древнегреческие танцевальные представления – пантомимы. Оказали впоследствии серьезное влияние на развитие европейского искусства. Танец (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство Т., одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного Т. начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве Т. достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец —  основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца. Т. как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в Т.: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т. обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Т. обогащается драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма танцевального движения — темп; па образуют различные танцевальные сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определённой музыкальной системы. Измеряется Т. теми же длительностями, что и музыка.

Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: религиозного празднества в Ассирии и Египте, Т. в честь Аполлона, Вакха и др. богов, "пиррические" — военные, атлетические были обязательной частью представлений греческого античного театра. В эпоху эллинизма (4—2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2—1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистического Т., который позднее, во 2—5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи). В 15—16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены — морески, создавались трактаты и учебники Т. В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство Т. обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматическое содержание Т. Возникает форма действенного Т. — па д'аксьон, получившая развитие в романтическом балете. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль Т., этому способствовало появление специальной обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В конце 19 в. сценический Т. обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танцевальные лейтмотив, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.).

В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма — характерный танец, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В дальнейшем интерес к народному Т. усиливается, его используют многие русские балетмейстеры — М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов н др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения традиционных структурных канонов сценического Т. (па-де-де, па-де-труа, гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Т. "модерн" (свободный, пластический или ритмопластический Т.), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой          Э. Жак-Далькроза. На формирование Т. "модерн" оказало также влияние искусство А. Дункан. В 40—60-е гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. "модерн" и классического. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения. Особенное распространение танцевальное искусство получило в СССР, где развита сеть самодеятельных художественных коллективов, а также профессиональных ансамблей танца (см. Ансамбли песни и пляски). У народов, не имевших в прошлом развитой танцевальной культуры или утерявших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои национальные Т. Советские балетмейстеры используют классический Т. как наиболее совершенную танцевальную систему. На основе русской балетной школы развивается самобытный балет в национальных республиках. В хореографических училищах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по народному, классическому, характерному, бальному Т.

5. Влияние музыки на ребенка.

«Влияние музыки на детей благотворно,

и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский


Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными. Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.
В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».
Дети по старше способно осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.
Складываются такие музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущение, необходимо определенные развития эмоциональных и познавательных процессов.
Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии.
Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязано с процессом обучения дошкольников.
Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивы» рано входит в жизнь ребенка. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. На личность ребенка и его формирование влияет эстетическое восприятие, оно действительно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота восприятия ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.
В формировании эстетического вкуса на личность детей, большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности дошкольников.
Музыка в детском саду звучит не только на утренниках, на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, также физкультурные занятия, активирует детей, значительно повышая качество выполняемых ими упражнений, организуя коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В это же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных её композиторов эмоциональной отзывчивости, слуха.
Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. И так, использование музыки на физкультурных занятиях , утренний гимнастики, влияет укреплению организма и развитие музыкальности, в дальнейшем формируя личность ребенка.

6. Импровизация.

«Импровизации невозможно научить, но ей можно научиться»

Стив Пэкстон, танцор, импровизатор, основатель контактной импровизации

Прежде всего, необходимо сказать, что мы занимаемся не какой-то абстрактной, а танцевальной импровизацией. Танец для нас – очень важная часть жизни, и когда мы танцуем, мы испытываем разные эмоции, но прежде всего – радость, и с удовольствием делимся этой радостью с другими.

- Импровизация – это свобода. И мы не ограничиваем свой танец жесткими рамками (хотя опираемся на базовые технические принципы и всегда помним о безопасности и комфорте окружающих). Мы свободны использовать любые техники, практики, любой опыт, чтобы станцевать наш танец. Мы свободны сделать наш танец любым.

- Импровизация – это честность. И поэтому мы стремимся к тому, чтобы быть честными с собой в процессе каждого танца. Мы не боимся остановиться и уйти с площадки в любое мгновение или даже не начинать танец, если нам этого не хочется. С другой стороны – мы танцуем, если хотим именно этого. Мы не расстраиваемся, когда танец получается недостаточно «красивым», – хотя может ли танец не быть красивым? – не стремимся искусственно «создать красоту» в танце, но радуемся, когда получается что-то приятное для глаз.

- Импровизация – это творчество. Мы любим придумывать, создавать, играть в процессе танца. Любим проживать образы и эмоции, чувствовать каждое движение, которое рождается в теле, и развивать его. Мы наслаждаемся, в первую очередь, процессом нашего творчества, а уж потом результатом. Да может и не быть никакого результата, кроме положительных эмоций, зато эти эмоции - настоящие.

- Импровизация – это поиск, эксперимент, игра. И поэтому мы не хотим стоять на месте, нам неинтересно танцевать одинаковые танцы. Зато нам очень интересно искать что-то новое в себе, в музыке, в пространстве и – обязательно – в партнерах. А также обсуждать это, делиться открытиями, задавать вопросы и отвечать на них.

Используйте изоляцию.

Это интересный способ импровиза. Им часто пользуются брейкеры, которые танцуют робота. Это когда части тела двигаются четко по очереди, сначала рука, потом голова, потом правая нога, снова голова, левая рука, левая нога и т.д. Это вас заставит придумывать новые движения отдельными частями тела. Вы будете вынуждены заставить работать фантазию, чтобы не повторяться.

Варианты безграничны.

Представьте, что у вас связаны руки, а вам надо танцевать, танцуйте ногами, или наоборот - вы стоите по колено в цементе, но у вас свободно могут двигаться руки, шея, спина. Перебросьте себя мысленно в Африку, станцуйте на горячем песке босиком, или в Арктику - проскользните по льду. Покажите, что вы можете сделать в комнате с низким потолком, а может, вообще в маленькой комнатушке, заставленной мебелью, или в невесомости, а может, по пояс в воде или вообще в нее погрузиться. Ваш танец и ваши возможности неограниченны, включайте фантазию, ваш танец станет уникальным, ваш стиль будет особенным, выражайте чувства и эмоции через движения. Ведь наши предки именно этим и занимались. Они могли объяснить симпатию, голод или ненависть только движениями. Вот и вы окунитесь в этот мир танца.

  1. Музыкальные инструменты.

ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ:

Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.

Есть два типа музыкальных игрушек-инструментов.

  • Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты. Дети воображают себя музыкальными руководителями и «проводят музыкальные занятия», представляют себя пианистами. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения и музыкально-слуховых представлений.
  • Звучащие музыкальные игрушки-инструменты. Они делятся на струнные, духовые и ударные.

СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ - свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы - их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ - баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ -металлофоны, ксилофоны - их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны - звук у них возникает от удара рукой или палочками.

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у цитры звуки мягкие, нежные, у металлофона - звенящие, у тарелок - громкие, звонкие, у барабана - гремящие), приемы игры на них, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля. си - и обозначение их на пластинках металлофона.

Дети должны овладеть простейшими приемами игры на разных инструментах (мягкое движение кисти при пользовании молоточком - в игре на металлофоне, ксилофоне, правильное расходование дыхания при игре на свиреле). Приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

Играть в оркестре, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагаю различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. Звуковысотный слух - использование Валдайских колокольчиков, музыкальная лесенка.

Ритмическое чувство - использование инструментов ударной группы или инструмент, имеющий звук одной определенной высоты. Игра «Музыкальное эхо» - один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Динамический слух - применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание «горячо - холодно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по работе с педагогами.

Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиональных ...

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека подвижных  игр для детей 4-6 лет»...

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...

Методический материал по работе с воспитателями и родителями

Выступление  на семинаре для заведующих, старших воспитателей и родителей...

Сборник методического консультативного материала для работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Дошкольник и финансы»

Развитие  современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации ...

Методический материал по работе с родителями

Методический материал по работе с родителями....