Методический материал по работе с воспитателями и родителями
методическая разработка на тему

Сивакова Валентина Николаевна

Выступление  на семинаре для заведующих, старших воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_zaveduyushchih.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для заведующих

«Создание условий для здорового образа жизни детей в ДОУ через здоровьесберегающие технологии»

Выступление

«Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»

Подготовила:

 старший воспитатель МК ДОУ д/с №28

Сивакова Валентина Николаевна

с.  Донское, 2018 год

Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Генрих Гейне

                   

           Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи на длительный срок.

               

                                Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.                                                                                                                                                                                                                   . В “Концепции дошкольного воспитания” подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов... Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.

                          Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.      

                       Более того, мы считаем, что вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3) обучение конкретным приемам и методам оздоровления (пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для этого используем следующие формы работы с родителями:

проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.

педагогические беседы (индивидуальные и групповые)

совместные занятия, праздники  и развлечения, труд.

круглые столы, педсоветы с привлечением специалистов детского сада и родителей, специалистов различных направлений (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).

организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

анкетирование

посещение семьи

наблюдение за ребенком

беседы с родителями

беседы с ребенком

изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

В детском саду стало доброй традицией проведение педагогических советов с участием родителей воспитанников. Один из таких педсоветов прошел в январе этого года. Тема педсовета «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей».     . В нем, кроме родителей и педагогов, приняли активное участие руководитель ФГБОУ «Краевого психологического центра» Хуторная С.А. И психолог этого же центра Лось И.А. с интересными выступлениями, соответствующими теме педсовета. Воспитатели и родители  представляли и  защищали свои проекты «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало», «Движение + движение = формула здоровья» с показом оздоровительных упражнений, проводимых в детском саду и дома. В конце педсовета была проведена рефлексивно — ролевая игра «Что мешает ребенку расти здоровым в детском саду и дома?»

                        Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности “здоровья”, рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

                          Анализируя беседы с детьми «Что такое здоровье?»отмечаю, что у детей сформированы первоначальные знания и умения по здоровому образу жизни. По мнению детей здоровым можно назвать человека, который никогда не болеет, сильного, с хорошим настроением, крепкого, который делает зарядку, правильно питается, закаляется, дышит свежим воздухом.

                       Считаем, что самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейном  клубе «Семейная академия», позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

                             Наш семейный клуб функционирует с 5 февраля 2009 года. На встречу с родителями приглашаются разные специалисты: учителя, логопеды, врачи, психологи, спортивные инструкторы и т.д. Заседание клуба, согласно плану — программе проходят 1 раз в 2 месяца

Занятия в семейном  клубе предусматривают теоретическую и практическую части. Общая продолжительность - 60 минут. Так, например, в первой, теоретической части занятий семейного клуба  родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда, диетсестры и т.д.) по определенной теме занятия. Продолжительность - 25-30 минут. Затем ко второй, практической части подключаются дети. Это может быть показ  организованной образовательной деятельности по физкультуре,  комплекс утренней гимнастики, подвижные игры и т.д.

В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия, обмен мнениями. Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации. Продолжительность - 3-5 минут.

                       Например, на занятии семейного клуба “Семейная академия»” по теме «Формирование основ здорового образа жизни в детском саду и дома» с консультациями выступили старшая медсестра детского сада Семенова А.Р. «Закаливание ребенка — залог успеха» и тренер — преподаватель Детской юношеской спортивной школы, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, двухкратная чемпионка России по легкой атлетике Житкевич Л..С. «Чтобы ребенок рос здоровым» с показом физических упражнений для занятий с ребенком дома. Ею же был представлен опыт физического воспитания ребенка в семье.  А также родителям был показан комплекс утренней гимнастики с детьми средней группы. Вниманию родителей был предложен устный журнал с полезными советами и рекомендациями по теме встречи.

                             На занятии клуба по организации правильного питания детей в детском саду родители были ознакомлены с тем, какие продукты включены в рацион питания дошколят в дошкольном учреждении с участием старшей медсетры, поваров детского сада. Практически было показано как быстро, качественно приготовить для ребенка полезное блюдо дома.  В марте 2010 года «Семейная академия» приняла участие в работе районной конференции, посвященной организации питания дошкольников и школьников. Для заведующих детских садов Труновского района была показана работа с родителями по проблеме «Организация правильного питания в детском саду и дома», где родители были активными участниками.

                        В феврале 2018 года состоялась очередная встреча в семейном клубе. Тема «Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребенка».

Был приглашен психолог краевого психологического центра Лось И.А. В самом начале встречи с родителями был продемонстрирован фильм «Письмо ребенка», не оставив равнодушным не одного присутствующего.

                      Следует отметить, встречи с психологами из центра становятся частыми. В октябре 2017 года психолог Житкевич В.А. провела семинар — практикум с родителями старшей группы о психологической готовности детей к обучению в школе, а с воспитателями в течение недели проводился семинар — практикум Лось И.А. о том, как сохранять психическое здоровье детей. С детьми старшей группы психологом Грубиной  А.Р. была проведена диагностика по готовности детей к обучению в школе. Намечены и проведены индивидуальные беседы с родителями, началась планомерная работа с детьми.

                          Заметна активность родителей  в вопросах психического здоровья детей, они часто обращаются к нам, работникам детского сада, как встретиться с психологом, как работает центр и в какое время можно обратиться.

                             Действенной формой общения и обучения родителей является обобщение семейного опыта. У родителей возникает живой интерес как живут дети в других семьях, чему и как их учат взрослые. В нашем детском саду собрано много опытов семейного воспитания, в том числе и опыт по формированию основ здорового образа жизни в семье Куликовых.

                           О своей работе с родителями пишем в районной газете «Нива» - «Спортивной площадке — быть», «Праздник умных дошколят», «Трудовой десант в «Ивушке», «А душа по прежнему молода!» и другие.

                            Таким образом, занятия в  клубе «Семейная академия» не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

МЕТОДИЧЕСКИЙ материал к районному конкурсу "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА"

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

Методический материал для работы с родителями.

Консультация родителей на темы: Игроритмика.Музыкально подвижная игра для детей дошкольного возраста.Так что же такое память?Что такое Танец.Влияние музыки на ребенка.Импровизация.Музыкальные инс...

Методический материал к районному конкурсу "Воспитатель года - 2018"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что в  основе этого лежит развитие нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Методический материал по работе с родителями

Методический материал по работе с родителями....