ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ
статья на тему

Кузьмина Анна Юрьевна

Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок  научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое.

Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Насыщенная  сенсомоторная среда – основное условие сенсорного развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя оборудование для знакомства с цветом и формой предметов.

 Для начала необходимы игры   основных  цветов и позволяющие определять  признаки формы, величины предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. В дальнейшем цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.

В условиях детского сада сенсорным развитием детей занимаются все педагоги и специалисты на занятиях и в ходе режимных моментов.

Основные  сенсорные эталоны осваиваются  на занятиях воспитателя, который реализует  материал образовательной программы по сенсорному воспитанию, а также на занятиях на оборудовании по системе М. Монтессори.

Воспитатель сотрудничает с родителями в закреплении изучаемых сенсорных эталонов и способов обращения с ними.

Технологии сенсорного развития применяются также на занятиях логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога.

На занятиях в специально оборудованном кабинете педагога-психолога  проводятся занятия на формирование свободного восприятия, обогащение способов обследования окружающего мира путём использования технологий сенсорного развития. Здесь активно используются технологии сендплей-терапии, арт-терапии, игровой терапии. 

Оборудование необходимое для проведения психологических занятий с детьми представляет собой натуральные объекты, освоение которых возможно на вкус, цвет, запах, форму, также необходимыми являются  модели натуральных объектов, конструктор, оборудование для художественного творчества, настольные игры, латок с песком, сосуды с водой, крупами, игрушки тематические (люди, строение, животные, растения, и т.д.).

           В кабинете песочной терапии создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих  заданий в песочницу даёт дополнительный стимулирующий эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

         Одной из высоко результативных технологий сенсорного развития является технология  разработанная М. Монтессори.

Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и создавая свой развивающий материал,  уделила большое внимание организации упражнений практической жизни.

То есть в процессе развития ребёнок сначала манипулирует с предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Всё это создаёт сенсорную базу, необходимую для речевого и умственного развития.

Материалы являются внешними стимулами, которые приковывают внимание и инициируют процесс сосредоточения.

Сосредоточение – первое, очень важное условие для развития ребёнка.

Работа с материалом предполагает овладение «чистыми категориями восприятия» («Розовая башня» показывает только разницу в размерах, а не в размерах, цвете, звучании, и дизайне, как в магазине игрушек). Свойства предметовсенсорные эталоны становятся осознанными, а не абстрактно усвоенными, путём выполнения упражнений на специальном оборудовании. Например: ребёнок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия, если цилиндры вставлены не правильно, то один остаётся лишним, таким образом, ошибка – препятствие, самостоятельное обнаружение ошибки и её исправление способствуют приобретению нового видения, которое помогает распознать разницу цилиндров.

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи педагога.

Материал позволяет ребёнку  довести задачу до конца самостоятельно и выполнить с возможным для него совершенством.

Внедрение разнообразных технологий сенсорного развития и в развивающую среду ДОУ помогает детям быстрее освоить сенсорные эталоны, развить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.

Сенсорное развитие  составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание в детском саду

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.  Сенсорная кул...

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное воспитание в детском саду...

Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в ...

темная сенсорная комната в детском саду.

    Что же такое Сенсорная комната?  Сенсорная комната - это организованная особым образом       окружающая среда, состоящая из множества различного...

Тема: «Нетрадиционное сенсорное оборудование для решения комплексных задач развития воспитанников детского сада»

Выступление на методическом объединении воспитателей.Информация для воспитателей и воспитанников детских садов....

Современные технологии речевого развития в детском саду

Проблема формирования устной речи детей дошкольного возраста состоит в отсутствии должного выражения своих мыслей, чувств, желаний.И для этого существуют различные эффективные технологии по речевому р...

Сенсорное развитие в детском саду

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.З...