Гендерное развитие дошкольников в условиях ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Салимова Светлана Минзаровна

Полезная статья  по полоролевому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_v_dou_po_fgos.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС

           Гендерное воспитание в ДОУ занимает огромное место в развитии дошкольника. Именно поэтому ему уделено столько внимания в учебной программе. Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС должно присутствовать в каждом детском саду. Гендерное воспитание (ранее полоролевое воспитание) проходило очень легко и в естественной обстановке. Ведь девочки все время были рядом с мамами или нянями. А воспитанием мальчиков занимался отец. Более обеспеченные семьи могли позволить себе нанять гувернера. Дети, проводя время с родителями и обращая внимание на их поведение, принимали на себя роль матери и отца соответственно. Поэтому в дальнейшем их жизнь складывалась по усвоенному шаблону. Сейчас же традиции немного поменялись. И намного чаще встречается ситуация, когда и девочек, и мальчиков воспитывает мать или бабушка. Женщина занимается воспитанием не только в домашних условиях. Например, в детских садах очень редко можно встретить воспитателя-мужчину, а вот женщины работают в каждой группе.

Проблемы гендерного воспитания

            Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение, потому что очень часто встречаются проблемы в данной области. А именно: низкий уровень состояния детского здоровья, незнание того, к какому полу малыш относится, неадекватное поведение молодежи и подростков.

К чему приводят ошибки в гендерном воспитании

         Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Можно все чаще заметить, как девочки вмешиваются в конфликты, пытаясь сами решать проблемы далеко не мирным путем. Мальчики же совсем не умеют вести себя с девочками, эмоционально слабы и не могут за себя постоять.

             Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика

          Диагностика полоролевого воспитания дошкольников включает в себя наблюдение за воспитательным процессом и режимными моментами:

- наблюдение за деятельностью педагогов;

- выявление уровня оценки полоролевой компетенции воспитателей: анкетирование, тестовые задания;

- анализ предметно-развивающей среды группы;

- наличие предметов для сюжетно-ролевой игры, ориентируемых на определенный пол

         Для выявления уровня гендерного воспитания дошкольника разработаны следующие диагностические методики:

Наблюдение. Оно включает в себя наблюдение за поведением дошкольников во время занятий и основных режимных моментов, а также в игре. Наблюдение педагога за различиями поведения в игре и реальной ситуации.

 Беседы. Можно использовать следующие темы для бесед: "Я - мальчик", "Мужское поведение" и многие другие.

Тесты. Здесь подойдут следующие: "Моя игрушка", "Скажи, чьи это вещи" и другие. Рисуночные тесты. Очень информативные и эффективные в проведении диагностики на такую тему. Могут быть: "Это я", "Моя семья", "Хороший мальчик и плохой мальчик" и другие.

Интервьюирование. Воспитатель или психолог-педагог задает вопросы дошкольнику, а затем анализирует его ответы.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры

        Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:

Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие – девочки (крутят обруч).

Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.

Разные способы обучения. При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» – это осторожные и милые девочки.

Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного. Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие - женскими.

Рекомендации родителям

В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить беседы с родителями дошколят на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок: Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные. Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится. При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется. А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким. Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться. Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители. Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые. Ребенок – это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть. Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей. Советы воспитателям Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.

       Основные советы воспитателям: С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками – крупной. На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания. Для девочек будут полезны различные головоломки. Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло. Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.Задачи:- интегрировать в  соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные  образовательные области;-фор...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО" расчитана на педагогов ДОУ....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Применение нетрадиционных техник рисования  в работе с детьми создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности , позволяет ребенку  отой...

Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

Статья "Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом....