"Роль семьи в привитии любви к труду и развитии самостоятельности младшего дошкольника "
консультация (средняя группа) на тему

Родительское собрание "Роль семьи в привитии любви к труду и развитии самостоятельности младшего дошкольника "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod.sobranie_trudovoe_vospitanie.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №73" г. Чебоксары

"Роль семьи в привитии любви к труду и развитии самостоятельности

младшего дошкольника "

(средняя группа)

                                                                             Воспитатель:

Никитина Наталья Германовна

                                    Чебоксары - 2017 г.

Сценарий собрания

  Цель:  Прививать трудовые навыки и самостоятельность у детей

 Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.

3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.

4. Дать рекомендации родителям по этой теме.

5. Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни.

6. Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.

Форма проведения: круглый стол

Место проведения: музыкальный зал

Подготовка:

1.В «Уголке родителей» поместить и иллюстративный материал: фотографии детей, играющих и выполняющих трудовые задания, а также разнообразные детские работы, сделанные ими в саду или семье как самостоятельно, так и с участием взрослых.

2.До начала собрания  родители наблюдают, как дети приводят в порядок групповую комнату.

3.Помочь подготовить родителям (1-2  сообщения)  о положительном опыте трудового воспитания в семье.

4.Приготовить памятку родителям «Как успешно осуществить трудовое воспитание младшего дошкольника в семье?»

5.С целью активизации воспитательной деятельности родителей запланировать  проблемные педагогические ситуации.

6.За несколько дней до собрания родителям предложить заполнить анкету «Воспитание трудолюбия в семье».

Оборудование: 

презентация «Трудовое воспитание в ДОУ»,анкетирование для родителей, карточки с пословицами о труде для разучивания дома с детьми, памятка для родителей.

План проведения:

1. Беседа воспитателя о значении труда в семье.

2. Анализ анкет родителей "Воспитание трудолюбия в семье"

3.Игра "Пословицы и поговорки о труде"

4.Просмотр видео - притчи "Урок жизни - урок бабочки"

5. Решение педагогической  ситуаций

6.Творческое задание "Что умеет делать мой ребенок?"        

7. Просмотр видео - притчи "Все в твоих руках"

8. Подведение итогов собрания.

                   

Ход собрания

1.Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время прийти к нам на собрание.

Воспитание ребенка в семье – самая ответственная работа, и  состоит оно  из нескольких аспектов:

-внимание;

- труд;

- общение;

- похвала.

Сегодня мы с вами рассмотрим второй  аспект, поговорим о роли семьи  в воспитании любви к труду и развитии самостоятельности младшего дошкольника.

Главную роль в формировании самостоятельности дошкольника и воспитании любви к труду занимает семья. Насколько благополучно и полноценно будет развиваться ребенок,  зависит от того, как он будет воспитываться родителями, в какой атмосфере он будет расти: в атмосфере ненависти и страха, или же, в любви, заботе и доброте.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь в руках волшебный ключ.

 Именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Именно дома ребёнок получает первый жизненный опыт, делает важные наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. С самых малых лет ребенок растет, развивается и берет пример со своих родителей и пытается соответствовать их образу.  И нам, как на войне, нужно быть готовым ко всему.

Ознакомить с результатами  анкетирования (см. приложение)

2.Труд воспитывает. В народной копилке так много пословиц, раскрывающих значение труда для человека.

Работа в группах -1 и 2

Задание 1.Какая группа вспомнит и напишет  больше  пословиц и поговорок, в которых говорится о труде.

Подвести итоги

3.Существует притча о воспитании детей под названием «Урок бабочки». В ней рассказывается о человеке и бабочке, которая должна была появиться на свет.

 Просмотр    Видео-притчи       Уроки ЖИЗНИ - урок бабочки   (youtube.com )

                        История одной бабочки – сказка с глубоким смыслом

Начинается притча с того, что на дереве появляется большой кокон, в котором готовится к своему изменению гусеничка. Затем, когда куколка превратилась в бабочку, в коконе образовалось небольшое отверстие. Оно было очень маленькое, и этого было недостаточно для того, чтобы прекрасная бабочка вышла наружу, расправила свои крылья и полетела.

Кокон замечает человек. Он подходит к нему. Замечает щель и видит бабочку внутри. И пока крылатое насекомое не оставляет свои попытки выбраться, человек стоит в стороне и наблюдает за процессом. Однако в тот момент, когда ему кажется, что бабочке выбраться не удалось и она оставила все попытки расширить щель, он решает ей помочь. В итоге он увеличивает при помощи ножа отверстие и видит, как из него с трудом выбирается прекрасная, но очень слабая героиня.

Неокрепшая бабочка начинает бродить по свету. Ее проблема заключается в том, что она не проделала весь путь «вылупления» самостоятельно, а воспользовалась сторонней помощью. В итоге ее мышцы не окрепли, лапки были слабыми, и она так и не смогла летать.

        

Мораль данной истории сводится к следующему: родителям, даже при всем их желании, нельзя выполнять работу за своего ребенка. Он сам должен познать все прелести жизни, извлечь из них урок и чему-то научиться.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения младшего дошкольника к труду. Именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.

4.Задание 2. Решение педагогических  ситуаций  (работа в группах)

1 группа

2 группа

Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы.                        

Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам”.

Лена (4 года)  

          Бабушка, я помогу  помыть посуду, можно?

           Бабушка, увидев это:

           Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

 

Вопросы к родителям

Вопросы к родителям

  • Правильно ли поступила мама?
  • Какой из симптомов проявился у мальчика?
  • Бывают ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы оцениваете высказы-вание бабушки,  и каковы могут быть его последствия?                      
  • Что можно предложить ба-бушке при подобном случае еще?                                                                                                                                              

Решение (1 группа)

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремлением к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Решение (2 группа)

Бабушка Лены неправа. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям.  

Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки. Ему требуется ваша помощь, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями ваших детей и обязательно хвалить их, хвалить за малейшие проявления.

Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети-дошкольники младшего возраста? Что же они должны уметь   делать самостоятельно в этом возрасте?

Правильно, трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды…

Приучая детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой, мы формируем у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. Но такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться только кропотливой систематической работой

В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное - рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.   Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке—домашние туфли.

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку— это уже работа. На это уже способен ребенок второго года жизни.

Какой, например, прок семье оттого, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки. Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

6.Творческое задание «Что умеет делать мой ребенок?»

Каждый навык оценивается в 1 балл.

-Моет и вытирает руки.

-Вешает полотенце на отведенное место.

-Может одеваться.

-Может раздеваться.

-Складывание одежды.

-Своевременно пользоваться носовым платком,  салфеткой.

-Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

-Убирать игрушки в определённое место.

7.Обмен опытом трудового воспитания в семье (выступление родителей).

Дорогие родители, для успешного осуществления трудового воспитания в семье вы можете  руководствоваться следующими рекомендациями:

Воспитатель раздает памятки родителям                          

         

8. Теперь, дорогие родители, я предлагаю вам посмотреть видео

 youtube.com . mp4 Притча "Все в твоих руках"

Жил на свете один мудрый мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.

- Вот сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудреце. Я спрошу его: "Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?” Если он скажет: "Живое”, я сожму ладошку, бабочка умрёт, покажу ему мертвую бабочку и скажу: "Нет, ты не прав”. Если же он скажет: "Мертвое”, я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришёл к мудрецу и спросил: "О, великий мудрец, как ты думаешь, у меня в ладошках живое или мертвое?”

Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: "Всё в твоих руках”.

-Как сказал мудрец, всё в наших руках. Именно от нас  с вами   зависит, каким вырастет ребенок. Вспомним слова античного философа:" Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек".

И хотелось бы, чтобы в ваших семьях  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

9.Подведение итоги собрания:

- насколько актуальна тема;

- проявили ли родители интерес;

- насколько были активны родители.

            В заключение     звучит   гимн семье  youtube.com

Проект решения родительского собрания:

1. Принять активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию детей.

2. Изготовление папки - передвижки для родителей по теме6 "Трудовые обязанности дошкольника в семье"

                                              Литература

 1.Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.

2. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.

3. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.

4. Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.

Интернет-ресурсы:  

«Песня о семье» youtube.com 

Уроки жизни - урок бабочки   youtube.com 

Притча "Все в твоих руках" youtube.com.

Гимн семье  youtube.com                


                                      Приложение

  1. Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия в семье»

1. Знакомите ли вы своего ребенка со своей профессией?

2. Что делает ваш ребенок самостоятельно?

3. Какие трудовые поручения вы даете своему ребенку?

4. Кому из старших в семье ваш ребенок любит помогать?

5. Охотно ли выполняет ваши поручения?

6. С помощью каких приемов, вам удается добиться от своего ребенка заканчивать начатое дело?

Ответьте на данные вопросы и проанализируйте свои воспитательные приёмы в данном вопросе.


2.Пословицы о труде

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Без хорошего труда нет плода.
Зажиточно жить — надо труд любить.
В труде победить — мир укрепить.
Где труд, там и счастье.
От бессонницы трудом лечатся.
Без труда в саду нет плода.
Без труда и отдых несладок.
Без труда не проживешь.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
Землю солнце красит, а человека — труд.

              Полезные советы для родителей

1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.

4. С двух лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.

5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»

6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

7. Не применяйте освобождение ребенка от каких-  либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.

9. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)

10. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.

11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

рекомендации родителям "Роль семьи в воспитании любви к Родине"

От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с гос...

"Привитие любви к природе родного края у младших дошкольников" ( Консультация для воспитателей)

                      Одно из проявлений патриотизма – любовь к родной природе. Это сложное чувство включает в себя эмоциональную отзывчив...

Детство – пора привития любви к труду.

Целью трудового воспитания должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда. Трудовое воспитание начинается еще в раннем возрасте, с детского сада. Привить детям любовь к труду, воспитывать...

Методическая разработка на тему: «Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»

Проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ...

Проект на тему : «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста».

Содержание.1.Тип проекта2.Участники проекта3. Проблема проекта4. Цель5. Задачи6. Актуальность проблемы7. Гипотеза проекта:8. Ожидаемые результаты:9. Этапы реализации:10. Формы взаимодействия с родител...