Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания
консультация на тему

Думчева Елена Николаевна

       Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_muzykalnogo_rukovoditelya.docx19.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Формирование у дошкольников психологической готовности  к    

           обучению в школе в процессе  музыкального  воспитания

        На современном этапе важнейшей задачей педагогического коллектива дошкольного отделения  является подготовка детей к школе. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Информации о фактах, событиях, понятиях – все больше, вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: модели машинок, компьютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Как разбудить в наших детях  интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить « душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

       Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание – это активный, творческий процесс. Музыка всегда несет в себе эмоциональное содержание – чувства, эмоции, настроения. Иначе как эмоциональным путем нельзя понять ее содержания. Эмоциональная отзывчивость (одна из основных музыкальных способностей) связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Уважаемые родители!  Для настоящей музыки не существует ничего невозможного!  Она лечит, влияет на интеллектуальное развитие,  повышая

работоспособность и умственную активность. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное  самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

      Учитывая важность музыкального воспитания, не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещайте с ними концерты, музыкальные спектакли, принимайте в них участие, старайтесь обогащать разносторонними музыкальными впечатлениями.  Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент  музыкальной культуры как части  общей духовной культуры.

       На музыкальных занятиях мы развиваемся вместе, тренируя воображение и память, совершенствуя мыслительные операции и речь, обогащая словарный запас; мы учимся управлять своим поведением и эмоциями, выстраивать позитивные отношения друг с другом; вместе пробуем сочувствовать, лучше понимать себя и других, осваиваем навыки саморегуляции.

       На праздничных мероприятиях, выступлениях мы вместе, помогая друг другу, формируем позитивный образ своего Я, учимся ощущать близость и тепло окружающих, ценить того, кто рядом и  самое главное – просто получаем удовольствие от того, что мы вместе.

       На  занятиях и в других  формах организации музыкальной деятельности мы используем такие методы и приемы, необходимые для развития и социализации детей, подготовки их к школе, как  слушание музыки, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, рисунков и фотографий с целью обогащения духовного мира  музыкальными впечатлениями, расширения представлений, формирования основ музыкальной  культуры.    

       Восприятие музыки и посильное исполнительство, основанное на опыте восприятия,  пение,  игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения  предполагают такие умственные операции, как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание  и, таким образом, влияют не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка. Кроме того,  требуются концентрация внимания, сосредоточенности;  моделирование различных ситуаций, их обсуждение (анализ); беседы.

      Беседа о музыке включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается эпитетами, образными словами и выражениями, характеризующими настроения и  чувства,  переданные в музыке. Даже если речевое оформление высказывания о музыке ребенка далеко от совершенства, главное – умение взрослого поддержать проявление инициативы у робких и застенчивых детей. У гипервозбудимых и агрессивных детей поощряется проявление сдержанности и  умение ладить со сверстниками, соблюдение правил поведения (сажаем рядом со взрослым, соединяем в пары со спокойными детьми, спрашиваем одними из первых).

       Рассказы взрослого и детей, сочинение своих историй; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; совместная творческая деятельность (рисование, двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки, театрализованная деятельность,  самостоятельные и творческие задания)  способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

     Дети с огромным удовольствием участвуют в достаточно сложных играх-драматизациях, музыкальных сказках, осознанно взаимодействуя в коллективе,  овладевая ролевым взаимодействием с партнерами, находя индивидуальные характеристики образам и музыкально воплощая их. Все это в комплексе способствует формированию навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества, развивает  эмоционально-волевую сферу, формирует компоненты психологической готовности к обучению в школе.