«Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе»
статья (подготовительная группа) на тему

Бельская Людмила Михайловна

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников. Однако педагогические знания для родителей не самое главное. Эмоционально – чувственный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества.

Практически каждую российскую семью, по той или иной причине, сегодня можно отнести к разряду неблагополучных. Это связано не только с материальным достатком семьи. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий взрослых членов семьи. Молодые люди не хотят вступать в брак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_15_yanvarya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе»

                                                Автор: Бельская Людмила Михайловна

Дошкольный период – это когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей.

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников. Однако педагогические знания для родителей не самое главное. Эмоционально – чувственный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества.

Практически каждую российскую семью, по той или иной причине, сегодня можно отнести к разряду неблагополучных. Это связано не только с материальным достатком семьи. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий взрослых членов семьи. Молодые люди не хотят вступать в брак.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Негармоничные, дискомфортные отношения в семье приводят к нарушению базовых потребностей в любви, приятии, провоцируют ребенка искать решение своей внутренней проблемы на стороне, то есть на улице.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественности (А.С.Макаренко)

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношениях.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными, так как они воспитывают одних и тех же детей. Но не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и не проявляют особого интереса к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Для построения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников необходимо предусмотреть некоторую закономерность в развитии данных отношений:

  • На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями. Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это необходимо для дальнейшего планирования работы.
  • Второй этап — установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  • Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  • Четвертый этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах — отрицательном в поведении ребенка.
  • Пятый этап — совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.

Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

  • обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
  • проявление искреннего интереса к ним;
  • умение выслушать;
  • проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
  • беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
  • умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.

Изменению взаимоотношений воспитателя с родителями, на наш взгляд, способствуют многие факторы, как, например:

  • индивидуальные именные приглашения, сделанные совместно с детьми, на родительские собрания вместо обезличенных объявлений о предстоящем мероприятии;
  • организация в дошкольном учреждении уголка для родителей, где они могут познакомиться с детской литературой, работами детей, игрушками, дидактическим материалом, который можно на время взять домой.

Нужно отказаться от формального общения, и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними. Слово, подкрепленное наглядностью, в качестве которой могут выступать беседы с детьми, записанные на магнитофон, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения, фотографии детей, выставки их работ, микровыступления родителей, участие их в работе кружков, проведении игр, занятий и экскурсий с детьми — одно из эффективнейших средств воздействия на семью.

Завершать занятие с мамами и папами необходимо на пике их интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность самим далее поразмышлять.

При обсуждении педагогических проблем не стоит давать взрослым готовые ответы, нужно строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» — умению анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.