Формирование восприятия у детей дошкольного возраста
статья на тему

Викторова Наталия Эрнестовна

1. Особенноти восприятия у детей дошкольного возраста

2. Влияние восприятия на развитие интеллекта

3. Особенности восприятия у детей с ослабленным здоровьем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Восприятие23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  процесса восприятия у детей дошкольного возраста.

 Восприятие - это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние

Знания об окружающем мире мы получаем через ощущения и восприятие.

В результате ощущений. человек получает знания об отдельных свойствах и качествах предмета

( что-то холодное, что-то яркое и т.д.). Ощущения образуют первичный банк опыта от соприкосновений с окружающим миром. На базе ощущений формируется целостный образ предмета или явления. Ощущения мы получаем через системы анализаторов (зрительного, слухового и т.д., а также через комплексы анализаторных систем : зрительно-слухового и т. д. ) Ощущения связаны с эмоцией, т.е. непосредственной реакцией ( сразу).

Восприятие, в свою очередь, предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает с ощущениями, но не сводится к их сумме. (Полимодально , включаются несколько анализаторных систем.)  Слухо - речевая, зрительно- моторная и т.д.

Ребенок нуждается в руководстве взрослого при восприятии окружающего мира, когда роль взрослого заключается в словесном закреплении  происходящего, организации процесса знакомства с окружающим миром.

В дальнейшем образы восприятия систематизируются , классифицируются и у ребенка возникает целостное знание об окружающем мире и взаимосвязях в нем.

Без ощущений невозможно восприятие. Кроме ощущений в восприятии участвует опыт человека, его знания о прошлом в виде представлений.

Представления включают опыт, полученный при взаимодействии с предметами.

Физиологической основой восприятия является комплексная  деятельность системы анализаторов. Первичный анализ дополняется аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.

Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. Образуются сложные системы временных нервных связей, определяющих целостное восприятие.

Важную функцию в процессе восприятия играет речь. Это отличает восприятие человека от восприятия животных. Речью обозначаются предметы восприятия.

Зрительное В. связано со зрительно-моторной координацией, слуховое- со слуховым вниманием, осязание- определяется сложностью взаимодействия тактильно- моторных анализаторов.

Нам с вами важно как проходит процесс восприятия у детей. Дети накапливают опыт как спонтанно ( самостоятельно) , так и в процессе целенаправленного обучения.

Мы с вами знаем, что  дети, приходя в детский сад обладают разным уровнем знаний об окружающем мире .   Опыт и знания  ребенка зависят от нескольких факторов. Считаю, что наиболее значимыми являются здоровье ребенка и общение с ним родителей.

В случае нездоровья ребенка страдают анализаторные системы, следовательно  банк ощущений накапливается неравномерно и недостаточно. Так у детей страдающих  ЛОР-заболеваниями, часто снижено обоняние, кроме того затруднено дыхание и неправильно развивается ротовой аппарат ( приоткрытый рот, положение языка и т.д.), возможно периодическое или постоянное снижение слуха, у детей с аллергией искажается кожная чувствительность, у детей с речевыми нарушениями страдает целый комплекс систем, нарушена их  скоординированность.  Если родителями не оказывалось должной помощи такому ребенку, это приводит к нарушению восприятия, как процесса, так и конечного результата. Банк ощущений недостаточный, восприятие фрагментарное, представления не сформированы.

Восприятие начинает формироваться с первых минут жизни ребенка и определяется потребностями ребенка ( удовлетворение голода, защищенности).

Свойства восприятия:

- избирательность  ( влияет возраст, опыт, интересы, потребности)

- умение выделять предмет из фона ( слово на фоне речи или шума)

- умение выделить контур предмета (при рассматривании изображения)

- константность ( постоянство в. предмета независимо от освещенности, удаленности и т.д.) Если бы в. не было константным, то при каждом шаге, повороте головы, изменении освещения мы сталкивались бы с новыми предметами, перестали бы узнавать то, что знали ранее  ( маленькие дети любят повторение действий, сказок и по этой причине.)

-апперцепция  ( организованное восприятие в зависимости от опыта, отношения к жизни)

Например, оптимист - пессимист.

Восприятие протекает успешнее и полнее только при соответствующей апперцепции.

Восприятие может быть произвольным и непроизвольным.

 В непроизвольном восприятии нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность  ( это характерно для  детей  дошкольного возраста. Вот  почему так  важно использовать сюрпризный момент, наглядный материал).

В произвольном восприятии ставится цель и прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирается объект восприятия. В результате познания окружающей действительности В. может переходить в наблюдение.

Наблюдение  характеризуется  большой активностью  личности.

В акте Н. обнаруживается чрезвычайно устойчивая произвольность внимания.

Особенности восприятия у детей дошкольного возраста.

  • Преобладает непроизвольное восприятие.  
  • Важна эмоциональная окраска получаемых знаний.
  • Недостаточный словарный запас
  • Небольшой опыт.
  • Недостаточно развита способность к обобщениям, систематизации материала.
  • Анализаторные системы находятся в процессе  формирования.

Рекомендации для воспитателей

При объяснении нового материала задействовать все  возможные анализаторные системы.( зрительную, моторную, слуховую, осязательную и т.д.)

Активизировать опыт детей по изучаемой теме ( впечатления, воспоминания ), интерес педагога помогает придать значимость имеющимся знаниям детей,  соединить их с новой информацией.

При работе с младшим дошкольным возрастом и детьми логопатами больше использовать осязательную и моторную анализаторные системы.

Развивать наблюдательность: учить отвечать на вопросы, учить задавать вопросы по исследуемым объектам и явлениям окружающего мира.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Приложение.

Пазлы, разрезные картинки, кубики.

Развивающий эффект:

аналитико-синтетическая деятельность.

Пазлы

Разрезные картинки.

Картинки-вкладыши.

Кубики.

Вид картинки, характер разреза,

С рамкой или без, с образцом или без.

Характеризуются линией разреза изображения: может разрезаться на части или из нее вырезаются предметы по контуру.

Кол-во кубиков.

Отдельные образы или сюжеты.

 + Развивается чувство успешности, самостоятельности, познавательные эмоции, очень сильный релаксационный эффект (при сильном возбуждении ребенка, перед сном), большое кол-во деталей требует волевых усилий.

Максимальный развивающий эффект для детей

3-3,5 лет.

- Возрастающее кол-во деталей не гарантирует развитие ребенка. После определенного кол-ва деталей новый навык перестает вырабатываться.

Имеют разрез ключ-замок, можно успешно собирать, действуя автоматически, методом перебора. За огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Это противоречит мыслительной деятельности дошкольника.

Вынуждает ориентироваться на форму детали, а не на конечный образ. Интеллектуальный эффект минимальный.

Чрезмерное увлечение пазлами может свидетельствовать о сниженном настроении ребенка, сильном внутреннем напряжении, желании уйти от действительности, спрятаться.

+контурные разрезы минимально контролируют деятельность ребенка, можно ошибаться и самому контролировать результат.

Особенно полезны до 4 лет.

+ формируют пространственное мышление.

Контроль возрастает по мере составления образа.

Полезны на протяжении всего дошкольного возраста (с 3 лет).

Пазлы с неопределенным разрезом.

+ Форма контролирует деятельность ребенка, но контроль возрастает по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться.

Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу.

Это позволяет в ходе выкладывания придумывать рассказ.

Рекомендации по обучению детей собиранию пазлов, кубиков, разрезных картинок.

 

На этапе обучение важно руководство взрослого ( показ принципа подпора элементов).

Освоение идет по принципу усложнения.

Рекомендовано использование образцов ( картинка с целостным образом).

Необходимо учитывать особенности  мыслительной деятельности ребенка( уровень сформированности восприятия, скорость мыслительных процессов и т.п.), тип темперамента, личностные особенности.

В соответствии с индивидуальными особенностями ребенка подбирается уровень сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

направление работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...