консультация для родителей "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

Роль музыкального воспитания в жизни ребенка в период посещения детского образовательного учреждения.  Цели и задачи для достижения грамотно воспитанного дошкольника. 

Важность данного процесса для формирования навыков ребека: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, творческого воображения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sentyabr_2017.docx26.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Школа №236 имени Героя Советского Союза Г.И. Щедрина» корпус №6

    Консультация для родителей

В рамках педагогической гостиной

 На тему:

«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»

 Подготовила и провела

Музыкальный руководитель ГБОУ «Школа №236» корпус 6 Штейнгауэр Ольга Арнольдовна

Сентябрь 2017 г

Здравствуйте, Уважаемые Родители!

 Сегодня, в рамках традиций нашего детского сада, мы с вами встретились в так называемой «педагогической гостиной».  Я не открою сегодня для вас вселенских тайн и обсуждать мы будем всеми известную тему: « Музыкальное развитие ребенка – «ЗА»? или «ПРОТИВ». Ну точнее наверно было бы сказать    не «против», а «не вижу смысла».

 Начну с того, что   скажу простую истину…… Не музыкальных детей не бывает!

И когда кто-то говорит : «Мне медведь на ухо наступил» … это абсурд!

Да, не все становятся гениальными, возможно, но развить музыкальные способности с нулевыми данными возможно.  Сложно…. Но возможно.

А теперь я хотела бы вам немного рассказать о том, почему в некоторых случаях это делать необходимо!  А в некоторых просто не повредит.

Музыка – это одно из средств физического и психического развития детей.

Применение на занятиях логопедических песенок-распевок, дыхательной и артикуляционной гимнастик, слушания музыки, пальчиковых игр и ритмики позволяют создать наиболее благоприятную атмосферу на занятии и подготовить ребенка к решению поставленных задач.

 И сейчас я хотела бы с вами поговорить о каждом из ключевых моментов, помогающих с помощью музыки развивать ребенка.

  1. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

А что же собой представляет мелкая моторика? Как отмечают физиологи, это движение мелких мышц кистей рук. Значимость ее в том, что, в коре головного мозга человека моторные центры речи и пальцев находятся рядом, отсюда, развивая речь и заинтересовывая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и инициирует речь. Благоприятное влияние развития мелкой моторики на формирование детской речи отмечали такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова. Нужно отметить, что достижения мелкой моторики рук ребенка оказывают влияние не только на речь, но и на его развитие в целом, на интеллектуальные способности. Так как наукой подтверждено, что одним из факторов нормального физического и нервно психического развития ребенка представляет собой развитие руки или, другими словами, мелкой моторики.

А в нынешнем мире, с его доступными игрушками и изобилием бытовой техники, пальчики дошкольников приобретают все меньше полезной работы. И здесь на выручку приходят пальчиковые игры. Так как в жизни каждого дошкольника ключевым словом является игра

Игровой фольклор хорошо знаком многим родителям«Ладушки»«Сорока – Белобока»,«Коза – Рогатая» и др. Их воздействие до сих пор недостаточно осознанно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее значение.

Ведь играя, мы общаемся с близким человеком: мы обнимаем, трогаем ладошку, поглаживаем, теребим, щекочим, - а это приносит ребенку массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Из-за различных проблем, загруженности на работе у нас мало времени на общение с детьми, а в пальчиковые игры можно играть везде – в автобусе, по дороге в детский сад или домой, на кухне, пока мама готовит ужин.   На своих музыкальных занятиях мы с детьми всегда делаем всевозможные пальчиковые  гимнастики, которые у нас служат «вроде бы» небольшим отдыхом в перерывах между активными играми.  Приведу пример такой гимнастики и попрошу вас повторять за мной:

   « Две свинки в загоне у фермера жили

      И между собой толстушки дружили

       У каждой росло по четыре ребенка

      Четыре веселых смешных поросенка,

     И вместе все восемь любили играть,

     Плескаться в воде, кувыркаться, плясать,

     А вечер настанет – и к маме бегут,

     Лягут в загоне и вместе заснут»

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

  1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, рост сопротивляемости, закалённости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;
  2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;
  3. Улучшение обмена кислорода в лёгких;
  4. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения;
  5. Стимуляция  работы кишечника, улучшение пищеварения.

 

 Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Так в них не будет задерживаться «испорченный» воздух, а кровь будет получать необходимое количество кислорода.

 Важно следить за тем, чтобы ребенок делал вдох через нос, при этом не поднимал плечи, а выдох – дольше и более плавно ртом, чтобы щеки не раздувались. 

( попробовать с родителями дышать: плавно,   с испугом) 

Очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! 

  Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения, и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА («чистим зубы языком», губы в трубочку и т.д.)

Упражнения развивают умения выполнять точные движения артикуляционного аппарата, то есть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

 Мы касаемся артикуляционной гимнастики лишь поверхностно, т. к.  я не логопед и не дефектолог, но и тем не менее… даже небольшие упражнения идут на пользу.

  1.  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (РИТМИЧЕСКОЕ)

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат. Кроме этого, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства.

В этом же пункте отдельно хотелось бы выделить именно  ритмическое развитие, т.к.  это очень важный и полезный для умственного развития аспект.  С воспитанниками детского сада, мы всегда начинаем ритмическое с простейшего: прохлопать свое имя (НАПРИМЕР: О-ЛЯ хлопок на каждый слог), или имя всех детей, которые находятся на занятии.  Со временем задача усложняется и доводится до того, что дети могут прохлопать любую попевку (НАПРИМЕР: «Андрей-воробей, не гоняй голубей.  Гоняй галочек, из-под палочек») Или выполнить любое задание (Каплунова, Новосельцева «Этот удивительный ритм).  Как могли уже догадаться – это прямой путь к грамотному изучению русского языка.  И в школе  детям будет легче осваивать  понятие «слог».

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Тем более, что на наших занятиях после прослушивания той или иной музыки, мы стараемся обсудить услышанное и даже составить небольшой рассказ о том,  что мы могли услышать.

 В любом случае музыка развивает ребенка, позволяет ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.

Итак, я надеюсь, что данная консультация оказалась для вас хоть немного полезна или, может быть, вы узнали что-то новое для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....

Консультация "Характеристика музыкального развития детей дошкольного возраста"

Характеристика музыкального развития детей      На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционал...

Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...

Консультация. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»

laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»....

Консультация "Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста"

О проблеме социального развития подрастающего поколения и что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....

Консультация для родителей "Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

laquo;Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире    сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»...