Семинар – практикум о нравственном воспитании детей «Азы вежливости»
консультация (старшая группа) на тему

Яфина Ирина Васильевна

Семинар-практикум содержит текст о качествах нравственности ребенка, эмоциональном развитии ребенка,памятка для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Семинар – практикум

о нравственном воспитании  детей

            «Азы вежливости»

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

- Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.

- Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

- Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.

- Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

- Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.

 Родительский форум «Поговорим о нравственности»

 Предлагаю родителям ответить на вопросы:

  1. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
  2. Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
  3. Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения!

Об эмоциональном развитии ребенка

Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?

  • В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности.  Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

 Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? На все эти вопросы нет однозначного ответа.

Однако из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывают у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.  Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

Наказывать или прощать?

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Памятка «Искусство наказывать и прощать»

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

Семинар - практикум "Духовно - нравственное воспитание детей посредствам сказки"

Повышение педагогической компетентности родителей, показ приемов работы со сказкой....

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...