ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА У ДЕТЕЙ
статья (младшая группа) на тему

Смирнова Екатерина Борисовна

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА У ДЕТЕЙ

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА У ДЕТЕЙ

                                               

Ежегодно во всех странах мира рождаются тысячи детей с патологией органа слуха. Снижение или потеря слуха в раннем детстве ведет к изменению или отсутствию речи, нарушению нормального развития ребенка в физическом и интеллектуальном отношении.

1.Строение органа слуха.

Ухо — анатомически очень сложный орган, состоящий из 3 отделов: наружное ухо (ушная раковина и наружный слуховой проход), среднее ухо (барабанная полость, отделяющаяся от наружного уха барабанной перепонкой, воздухоносные полости сосцевидного отростка и слуховая труба), внутреннее ухо-лабиринт (улитка, преддверие и 3 полукружных канала). С точки зрения физиологии, ухо делится на 2 отдела: звукопроводящий (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки и лабиринтная жидкость) и звуковоспринимающий (рецептор — кортиев орган, слуховой нерв, слуховые проводящие пути и слуховые центры в коре головного мозга).

Нарушение слуховой функции может быть связано с патологическими изменениями звукопроводящего («кондуктивная тугоухость») или звуковоспринимающего («нейросенсорная тугоухость» — кохлеарный неврит) отдела. Поражение слухового анализатора у детей может быть одно- или двусторонним и возникнуть внезапно либо развиваться постепенно. Различают 2 вида недостаточности слуховой функции — тугоухость и глухоту. Глухотой называют такое понижение слуха, которое препятствует речевому общению в любых условиях, несмотря на применение слуховых аппаратов. Однако при наличии островков слуха глухой ребенок может воспринимать неречевые громкие звуки (гудок, звонок, свисток) или отдельные звуки речи.

Тугоухость — понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании определенных условий (приближение говорящего или динамика к уху, применение звукоусиливающей аппаратуры). При сочетании патологии слуха и речи (глухонемота) дети не способны воспринимать и воспроизводить речь.

Выявление причины, вызвавшей развитие тугоухости у ребенка, особенно младшего возраста, является главной задачей врача. Лишь своевременно установив причину патологического процесса, можно четко определить пути его профилактики и лечения.

2.Причины патологии слуха.

Причины, вызывающие патологию слуха или способствующие ее развитию, обычно подразделяют на 3 группы. Первая группа включает причины наследственного характера, которые приводят к развитию наследственной тугоухости. Наследственная тугоухость не прогрессирует и обусловлена необратимыми изменениями органа слуха. Она является нейросенсорной и сопровождается двусторонним нарушением звуковосприятия. Вторая группа причин — врожденная тугоухость (рано или поздно проявляющаяся), развитию которой способствуют внешние и внутренние факторы патологического воздействия на орган слуха плода. Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, первое место занимают инфекционные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасными для органа слуха плода являются вирус краснухи, грипп, скарлатина, корь, инфекционный паротит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, сифилис. Нарушение слуха у детей, матери которых перенесли одно из указанных заболеваний в I триместре беременности, характеризуется преимущественным поражением звуковоспринимающего отдела слухового анализатора. Эти изменения варьируют от легкой тугоухости до полной глухоты и могут быть одно- или двусторонними. Кроме инфекционных заболеваний, выявлены и другие причины, которые влияют на развитие органа слуха и его функцию у плода и приводят к развитию врожденной патологии слуха у ребенка: различные общесоматические и хронические заболевания матери (нефрит, сахарный диабет, тиреотоксикоз, авитаминозы, заболевания крови и др.). Среди интоксикаций во время беременности, пагубно влияющих на функцию слухового анализатора плода, следует отметить ототоксическое действие ряда антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина, гентамицина и др.). Вызвать врожденную патологию слуха могут также алкогольная интоксикация, профессиональные вредности, радиационное облучение. Важным фактором, способствующим развитию врожденной тугоухости у детей, является гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности). К причинам врожденной тугоухости относятся также осложненные роды (асфиксия плода, травмы).

В третью группу выделяют факторы, влияющие на орган слуха нормально родившегося ребенка и вызывающие так называемую приобретенную тугоухость:

— инородные тела наружного слухового прохода (вата, бумага, мелкие детали игрушек и др.) и серные пробки, которые, полностью закрывая слуховой проход, могут привести к значительной потере слуха, особенно у детей младшего возраста;

— заболевания полости носа и носоглотки (аденоидные вегетации, острый и хронический насморк, гипертрофия носовых раковин, аллергический или вазомоторный ринит), при которых происходит полное или частичное закрытие устья слуховых труб;

— воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (наружный, катаральный и гнойный отит, БЦЖ-отит, тубоотит). Эти заболевания носят острый характер, и при своевременном лечении воспалительные явления купируются, а слуховая функция восстанавливается. Если воспалительный процесс переходит в хроническую форму, нарушение слуха становится постоянным (хронический гнойный, экссудативный и адгезивный средний отит);

— травмы наружного (проникновение в слуховой проход веток, спичек, проволоки), среднего и внутреннего уха (травмы черепа вследствие падения ребенка, дорожно-транспортные происшествия, удар головой о твердые предметы);

— инфекционные заболевания (грипп, эпидемический паротит, энцефалит, менингит, корь, скарлатина, дифтерия, токсоплазмоз);

— поражение слуха на фоне заболеваний почек;

— поражение слуха при интоксикации антибиотиками ототоксического действия (стрептомицином, мономицином, канамицином, неомицином, гентамицином и др.).

Установление причин поражения слуха и раннее исследование слуха у детей имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения ранней профилактики и лечения тугоухости, а главное профилактики патологических изменений речевого центра. Выявление патологии слуха в детском возрасте затрудняется тем, что ребенок, как правило, не жалуется на тугоухость, а окружающие замечают ее тогда, когда время для эффективного лечения упущено. Если у ребенка снижен слух, то нормальные условия взаимодействия с окружающей средой нарушаются под влиянием ограниченного восприятия речи, изменяется весь ход его речевого и психического развития. Тугоухие дети заменяют звонкие звуки глухими, пропускают слоги, недоговаривают окончания слов. Речь становится монотонной, «смазанной». Неговорящие дети дополняют недостаток речи артикуляцией. Изменяется и их поведение. Они становятся рассеянными, замкнутыми, не сразу отвечают на вопросы, теряют слуховое сосредоточение. Поэтому раннее распознавание нарушений слуха у детей — один из важнейших путей предупреждения глухонемоты.

3.Методы определения состояния слуха .

Определение состояния слуха у детей является сложной задачей. Возможность применения того или иного метода исследования определяется возрастом ребенка и степенью его развития. Наиболее просто и доступно исследование слуха у новорожденных с помощью звучащих игрушек. Ответная реакция ребенка на звук выражается в движении глаз в сторону звучащего предмета, движении конечностей, сжимании кулачков, закрывании руками лица, выражении удовольствия или неудовольствия, также появлении «слухового внимания», исчезновении сосательного рефлекса при внезапном воздействии звука, раскрывании и поднимании глаз. У детей 2—3 лет слух исследуют с помощью игровой аудиометрии, а у детей дошкольного и школьного возраста — с помощью шепотной разговорной речи, камертонов и обычных методов тональной пороговой аудиометрии.

4.Профилактика.

Профилактика тугоухости и глухоты у детей является важнейшим путем решения проблемы тугоухости. Важную роль играют здесь мероприятия, направленные на охрану здоровья женщины во время беременности: предоставление отпуска в последний период беременности, сеть женских консультаций .

Ведущую роль в предупреждении наследственно обусловленных форм тугоухости играют медико-генетические консультации, где члены семей, в которых имеются лица с патологией слуха, могут получить сведения относительно возможного потомства и степени риска рождения ребенка с тугоухостью.

Наиболее частой причиной приобретенной глухоты и тугоухости является перенесенное инфекционное заболевание. Большие успехи в борьбе с инфекционными болезнями, достигнутые благодаря применению вакцин, противовирусных препаратов , играют тем самым большую роль и в предупреждении осложнений со стороны органа слуха.
Все беременные должны проходить обследование с целью выявления болезней почек и печени, сахарного диабета и других заболеваний. Необходимо ограничить назначение ототоксических антибиотиков беременным и детям, особенно младшего детского возраста.

С первых же дней жизни ребенка профилактика приобретенных форм тугоухости должна сочетаться с предупреждениями заболеваний слухового аппарата, особенно инфекционно-вирусной этиологии. Ведущее место в профилактике приобретенной тугоухости занимает диспансерный метод. Велика роль фельдшеров и акушерок в предупреждении тугоухости и глухоты у детей. При обнаружении первых признаков нарушений слуха следует проконсультировать ребенка у оториноларинголога. Регулярные профилактические ЛОР-осмотры позволяют своевременно предупредить и выявить развитие тугоухости. Необходим динамический контроль за состоянием слуха ребенка, если имеется подозрение на тугоухость

Немаловажное значение в предупреждении приобретенной глухоты и тугоухости имеют меры личной профилактики. Их следует применять с момента рождения ребенка. Помимо соблюдения общих гигиенических правил ухода за ребенком особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребенок нормально дышал через нос. У детей раннего возраста часто бывает насморк, который может повести к воспалению среднего уха. Поэтому насморк у ребенка нельзя оставлять без внимания — следует сразу же обращаться к специалисту-отоларингологу, который назначит соответствующее лечение.
Правильное дыхание через нос имеет большое значение для сохранения нормального слуха.
Любое заболевание носа и носоглотки может повести к нарушению проходимости евстахиевых труб, что служит частой причиной понижения слуха. Попаданию инфекции из носа и носоглотки в евстахиеву трубу нередко способствует неправильное сморкание. При насморке нельзя сильно сморкаться. Сморкание сразу обеими ноздрями при всех условиях категорически запрещается: при таком сморкании инфицированная носовая слизь проталкивается в евстахиеву трубу, в результате чего создаются условия для развития катара евстахиевой трубы и среднего уха. При попеременном очищении сначала одной, затем другой половины носа путем зажатия то одной, то другой ноздри опасность попадания слизи в евстахиеву трубу уменьшается. Особую опасность для слуха представляют аденоидные разращения в носоглотке. Они являются частой причиной хронического насморка и хронического катара среднего уха, который нередко ведет к прогрессирующему падению слуха. Понижение слуха, начинаясь с легкой, вначале незаметной для окружающих степени, доходит до резкой тугоухости, а иногда и почти полной глухоты, так как воспалительные процессы в среднем ухе могут повести к изменениям во внутреннем ухе.

Методом лечения аденоидных разращений, препятствующих носовому дыханию, является их удаление. Эта несложная операция возвращает ребенку правильное носовое дыхание и способствует восстановлению у него нормального слуха.

Нарушение носового дыхания может возникнуть не только в результате аденоидных разращений, но и вследствие любых препятствий в носу (носовые полипы, увеличение носовых раковин, искривление носовой перегородки и пр.). Все эти препятствия также должны быть устранены (обычно посредством операции) врачом-специалистом.

При развившемся остром воспалении среднего уха большое профилактическое значение в смысле предупреждения последующих осложнений, и в частности развития стойкой тугоухости, имеет своевременный прокол, или парацентез, барабанной перепонки. Многие родители ошибочно полагают, что эта операция приводит к потере слуха. Необходимо разъяснять, что парацентез не только не может повредить слух, но, напротив, устраняет возможность развития последующей тугоухости и предупреждает тяжелые, опасные для жизни осложнения.
Хотя при глухоте и тугоухости в слуховом органе имеются, как правило, стойкие изменения, все же значительное число глухих и в особенности тугоухих людей нуждаются в специальном лечении. Сюда относятся прежде всего те из них, у которых нарушение слуха связано в основном с поражением среднего уха.
Во многих случаях заболевания среднего уха обусловлены хроническими процессами в носу и в носоглотке. Эти процессы обычно поддаются лечению, и нередко вместе с их излечением достигается также улучшение слуха.
При хронических катарах среднего уха применяется целый ряд лечебных мер, к числу которых относятся различные физиотерапевтические процедуры (диатермия, токи ультравысокой частоты, ультрафиолетовое лазерное облучение и пр.), а также продувание ушей, пневматический массаж барабанной перепонки и пр. Особенно тщательного лечения и ухода требует хроническое гнойное воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит). Лечение назначает врач. Если больной взрослый, то он сам, а если это ребенок, то его родственники или воспитатели (в интернатных детских учреждениях — медицинская сестра) должны организовать правильный уход за ушами. Во избежание скопления в ушах гноя его следует удалять несколько раз в день (в зависимости от количества гноя). Удаление гноя производится при помощи ваты, навернутой в виде кисточки на проволочный зонд с нарезкой. Конец ватной кисточки должен быть пушистым, так как гной плохо впитывается плотно свернутой ватой. Ушная раковина оттягивается кзади и кверху (у маленьких детей — кзади и книзу), зонд с ватной кисточкой вводится в слуховой проход на глубину примерно 2—2,5 см, считая от козелка. При осторожном продвижении зонда вглубь до ощущения легкого сопротивления в глубине эта манипуляция совершенно безопасна и безболезненна. Пропитанную гноем вату извлекают из уха, заменяют чистой и повторяют эту процедуру до тех пор, пока извлекаемая из уха вата не окажется сухой. Использованную вату нужно снимать, предварительно обернув ее чистой ватой или кусочком марли.
Иногда прекращение гноетечения достигается одним лишь тщательно проводимым туалетом уха.
Если врачом назначено лечение в виде ушных капель, то вливание их в ухо производится лишь после предварительной очистки уха по вышеописанному способу. Вливать капли в ухо, не очищенное от гноя, бесполезно, так как гной не пропускает лекарство внутрь и мешает его действию. Все капли впускаются в ухо в теплом виде, потому что холодная жидкость может вызвать головокружение, а иногда тошноту и рвоту вследствие раздражения полукружных каналов. Подогревать капли лучше всего путем погружения бутылочки с лекарством на несколько минут в горячую воду. Больной укладывается на бок больным ухом кверху. Назначенное количество капель впускается в ухо из пипетки или накапывается из пузырька в слегка подогретую чайную ложечку, а затем из ложечки вливается в ухо. После вливания капель рекомендуется слегка нажать 2—3 раза на козелок, чтобы капли прошли внутрь. Лекарство надо оставить в ухе на 10—15 минут, после чего ухо вновь протереть насухо.
В ряде случаев при хроническом воспалении среднего уха назначают систематические промывания ушей дезинфицирующими растворами. Такие промывания производятся с помощью обыкновенного резинового баллона (спринцовки); во избежание раздражения полукружных каналов раствор должен быть теплым (35—36°), а струя жидкости не должна быть сильной. После промывания необходимо тщательно осушить уши.
Постоянное ношение ваты в ушах может быть рекомендовано лишь при наличии обильных гнойных выделений. При скудном выделении гноя и при наличии сухого прободения барабанной перепонки вкладывать в уши вату следует лишь перед выходом на улицу в холодную, сырую погоду или при наличии в воздухе пыли, в остальное же время уши должны быть открыты для доступа воздуха.
Затыкание ватой здоровых ушей, практикуемое иногда с целью профилактики простуды, никакой пользы не приносит. Наоборот, не вызванное необходимостью согревание ушей ведет к тому, что они становятся особо чувствительными к охлаждению.

При лечении хронического гнойного среднего отита необходимо обращать внимание и на общее состояние организма. Местное лечение ушей и носа должно сочетаться с правильным режимом, достаточным пребыванием на свежем воздухе, закаливанием организма, занятиями физкультурой и т. п. Все эти мероприятия нередко приводят к полному прекращению гноетечения даже при хроническом процессе, имеющем давность в несколько лет.

Следует, однако, еще раз напомнить, что попадание загрязненной воды в ухо, а также неправильное сморкание при насморке могут вновь вызвать обострение заглохшего воспалительного процесса в среднем ухе.

Лечение при глухоте и тугоухости, возникшей в результате поражения нервных элементов внутреннего уха или слухового нерва, может иногда оказаться эффективным, если оно начато в раннем периоде болезни, когда еще не успели появиться необратимые изменения в нервной ткани. Однако, к сожалению, в большинстве случаев такие изменения наступают очень быстро, и позже применяемые средства (медикаментозное лечение, физиотерапия, тканевая терапия и пр.) оказываются малоуспешными.
Скромные успехи в лечении нервной глухоты и тугоухости подчеркивают особое значение профилактических мероприятий.
В деле предупреждения и правильного, своевременного лечения ушных заболеваний у детей велика роль учителя и воспитателя. Педагоги и воспитатели должны владеть необходимым запасом знаний о проявлениях важнейших заболеваний уха и возможностях, которыми располагает медицина для их лечения. Эти знания нужны и педагогу и воспитателю, чтобы: вовремя направить ребенка к врачу-специалисту; содействовать распространению среди родителей и вообще среди населения правильных взглядов на лечение глухоты и тугоухости; помогать врачу-специалисту в проведении лечебных и профилактических мероприятий.

Профилактика нарушения слуха, как правило, целиком ложится на плечи родителей. Прежде всего, необходимо не допустить игр маленького ребёнка с ушами. Засовывая в слуховой проход мелкие предметы, ребёнок может существенно повредить канал и барабанную перепонку. Следите, чтобы ребёнок никогда не ковырялся в ухе спичками, шпильками и прочими острыми предметами.

Ни в коем случае нельзя дёргать за ухо, как инструмент наказания ребенка. Легкий надрыв, ушиб или перелом ушного хряща приводит к уродству и, нередко к глухоте.

Не следует слишком часто очищать слуховой проход от ушной серы. Она защищает ухо от влияния неблагоприятных факторов внешней среды. Попадание воды в слуховой проход во время купания или приёма ванны, также, может спровоцировать нарушение слуха. Неправильно выполненный прыжок в воду способен привести к повреждению барабанной перегородки. Кроме того, холодная вода в слуховом проходе вызывает воспалительные процессы.

Избежать попадание воды в слуховой проход очень просто, достаточно заткнуть уши при купании ватой, пропитанной маслом для тела или вазелином. Необходимо приучать ребёнка не нагружать свои уши излишне громким звуком, таким, как громкая музыка, крики.

В силах родителей привить ребенку навыки гигиены и сделать профилактику ушных заболеваний привычным делом, таким же обязательным, как и очищение зубов два раза в сутки.

Ребёнок должен с детства понимать значение здорового слуха и беречь свои уши от возможных травм и заболеваний. Нарушение слуха существенно снижает возможности творческого потенциала любого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы профилактики при нарушении слуха у детей.

В статье указаны  причины патологии слуха у детей и методы профилактики нарушений....

Дети с нарушением слуха - классификация детей с ОВЗ

Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей. Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и класс...

Методы ранней диагностики нарушений слуха

Признаки, позволяющие определить, всле ли у ребенка в порядке со слухом...

Рекомендациия для родителей: «Профилактика нарушений слуха у детей дошкольного возраста».

Советы родителямЧтобы органы слуха у ребенка оставались здоровыми, родители обязательно должны соблюдать такие правила:...

«Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами».

Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами...

Рекомендация по профилактике заболеваний органа слуха у детей.

Рекомендация по профилактике заболеваний органа слуха у детей....

Презентация на тему:«Су-Джок терапия как метод профилактики речевых нарушений»

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные методы здоровьесбережения детей. К ним относится массаж и самомассаж....