Консультации для родителей / Родительские собрания
консультация по теме

Черных Светлана Анатольевна

Для вас, родители!

   image

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин.

Всё, что совершается  в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно

приходить к детям.

А.С.Макаренко

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  Дети страдают дефицитом знаний о родном  посёлке, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. В их поведении прослеживается недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

          В содержании ФГОС дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм  для ребёнка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за  свой народ, который из поколения в поколение  несёт народную культуру и историческое прошлое страны. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.  Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. И, конечно же,  наибольшего эффекта в патриотическом воспитании детей можно добиться путем тесного сотрудничества  семьи и детского сада.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Поручиться за то, что каждая семья воспитывает правильно, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать  как хочет и кого хочет, мы не можем. И сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по  детской  психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей   в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников, где огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, на конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».

Одной из основных форм  работы по педагогическому просвещению родителей является родительское собрание. Каким  оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительском собрании нужно применять такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию информации, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей   в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

-дать рекомендации родителям в вопросах воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Развивающие:

- развивать дружеские отношения и сплоченность родительского сообщества.

Воспитательные:

- воспитывать отве6тственность и чувство патриотизма у самих родителей.

Предварительная работа:

- анкетирование родителей по проблеме

- изготовление памяток и демонстрационного материала

- разучивание стихотворений  с детьми о Родине, родном крае, семье.

- выставка детских рисунков ( «Моя семья», «Моя родина – Россия», «Край родной»

- подборка материала и составление презентации

- написание плакатов (цитаты)

- изготовление детьми приглашений на родительское собрание родителям.

Участники образовательной деятельности: родители детей подготовительной группы, воспитатели.

Нормативно-правовые документы по нравственно-патриотическому воспитанию:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»
  3. Закон «Об увековечении Победы Советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг».
  4. Закон « Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

 Родительское собрание на тему: «Растим патриотов России».

Ход собрания.

Воспитатель: Добрый день Уважаемые родители!

Мы рады видеть вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем родительское собрание  с элементами тренинга «Растим патриотов России».

Благодарим за заранее заполненные анкеты. Они очень важны для нас. Мы хотели бы, чтобы все участники были активны, инициативны и придерживались следующих правил:

  1. Время свято – говори  ясно и сжато.
  2. Закон один - все слушают, когда говорит один.
  3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй!
  4. Итак мы начинаем! А для того чтобы нам было легче общаться мы проведем разминку-приветствие.

Я поворачиваюсь к тому, кто сидит справа от меня, называю его по имени и отчеству и говорю, что очень рада его видеть ( и так далее по цепочке).

Воспитатель: (держит в руках  чашу)

Душа ребенка-это полная чаша.

Каким  вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из вас в руках есть сердечко (из цветной бумаги), напишите качество, которым бы вы хотели наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

Посмотрите, какую яркую, красивую душу  мы хотели бы видеть у ребенка!

А какими  должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась и стала еще полнее? (ответы родителей).

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень  чутко и тактично,  и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим  невозможно без  воспитания любви к близким, отечеству, уважения к  традициям и ценностям своего народа, доброты, милосердия.

Но у каждого из нас есть отрицательные  черты характера (помещает в чашу черное сердечко), которые мешают нам быть лучше.

Л.Н.Толстой писал: «Главная ошибка родителей в том, что они воспитывают детей, не воспитывая себя!». Задумайтесь над его словами. В первую очередь необходимо работать над собой. И сегодня мы с вами должны ответить  на главный вопрос нашей встречи: « Кто Я?»

1. « Я – человек!» (слайд 4)

У каждого человека есть права и обязанности.

(На сладах 5-6 представлены права ребенка и обязанности родителей).

- право жить в семье

- право на образование

- право выражать свои взгляды

- право на имя

- право на уважение человеческого достоинства

- право на отдых

- право на охрану здоровья

- право на защиту от насилия.

Обязанности родителей по воспитанию детей:

- воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее  человеческое достоинство обращение,  оскорбление или эксплуатацию;

- обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вреда их психическому и физическому здоровью, их нравственному развитию.

- обеспечивать детям получение образования;

- выполнять Устав образовательного учреждения, в части касающейся их прав и обязанностей;

-обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для полноценного развития ребенка.

2. « Я – часть ячейки общества!» (слайд 7). Главная ячейка общества – семья! Что означает слово семья? По В.Далю, это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми. С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы, поговорки. Давайте их вспомним:

- В гостях хорошо, а дома…лучше

- Дети не в тягость, а в ….радость

- Когда семья вместе, так и душа …на месте. (слайд 8)

Что дает человеку семья? (слайд 9)

Детям: любовь, защиту, заботу, воспитание, образование.

Родителям: любовь, продолжение рода, взаимопомощь, ощущение счастья.

Пожилым людям: уважение, заботу, тепло, покой.

Берегите семью! В  семье опора народа и государства!  Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь  вина и соблазнов, если обережете семью, обережете детей, то создадите крепкую опору для мирной и спокойной старости. То, что несет в себе семья невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей.

Притча:

«Сын схватил старенького отца и потащил на съедение крокодилам. Сын сына побежал за ними. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…»

В нашей повседневной жизни мы, больше всего страдаем от недостатка внутренней культуры, и нагляднее всего её уровень виден на детях.

Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают, какие у них интересы. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Я хочу прочесть вам стихотворение «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому…». Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих  семьях, учим ли этому своих детей?

Для этого ответьте пожалуйста на вопросы рубрики «Вопрос – ответ»слайд 10)

- Что по вашему входит в понятие «Семейные традиции»?

-Какие семейные традиции есть в вашей семье?

- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

-Какие положительные черты характера  они воспитывают у ребенка?

(ответы родителей фиксируются на доске)

А для того чтобы в вашей семье воспитание было правильным, позвольте дать вам небольшие рекомендации.

 Рубрика «Заповеди воспитания».

 Обратите, пожалуйста, внимание на интерактивную доску. (слайд 11).

  • Не жди, что твой ребенок будет таким как ты, или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а  собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему. В этом и есть необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький хлеб». Ибо что посеешь,…
  • Не унижай!
  • Умей любить чужого ребенка! Никогда не делай чужому то, что не хотел бы чтобы делали твоему!
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.

Общаясь с ним радуйся – ибо ребенок это праздник, который пока с тобой!

3. «Я житель посёлка Верхняя Синячиха». (слайд 12)

Необходимо расширять представления о достопримечательностях  своей малой Родины,  историей родного края, его героях, людях прославивших посёлок, учить правилам поведения в общественных местах, соблюдать чистоту и благоустройство родного поселка, беречь природу. Основной целью  является воспитание  у ребенка чувства гордости ,уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести  ребенка к пониманию того, что посёлок в котором он живет – частица Родины. (слайд 17)

Знакомьте детей с красотой родной природы. По дороге в детский сад наблюдайте за изменениями в природе, учите видеть красоту и беречь родную природу.

Позвольте зачитать высказывания великих людей (слайд 13)

«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной  природой провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине»  ( А.И.Герцен)

  1. «Я – гражданин своей страны!» (слайд 14)

Быть гражданином значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это его ближайшее окружение, где он черпает такие понятия, как «долг», «честь», «труд», «Родина».
Давайте познакомимся с народными пословицами на эту тему:

- Любовь к Родине сильнее смерти!

- Человек без Родины, что соловей без песни!

- Береги землю любимую, как мать родимую!А вот как отзывались известные люди о любви к Родине: (выставляет на мольберт)

« В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» ( А.С.Макаренко).

Задатки этих качеств нужно формировать в ребенке как можно раньше, начиная с гендерного воспитания.

Какова же роль семьи в воспитании будущего мужчины?(слайд 15)

  • Мудрая пословица горцев гласит: если родится мальчик, это не значит, что он станет мужчиной.
  • Мужественность – это фундамент характера будущего мужчины.
  • Качества, которые связываются с этим понятием  (слайд 16):
  • ответственность за свои поступки
  • способность к самоконтролю
  •  собранность
  • умение терпеть и преодолевать трудности

Кто такой «настоящий мужчина?» (слайд 17)

  • Настоящий мужчина — всегда борец.
  • Настоящий мужчина по отношению к женщине должен быть сильным, заботливым, добрым.

Главные качества настоящего мужчины? (слайд 18)

-ответственность

- Сила и мужественность

-терпение и самообладание

- решительность и бесстрашие.

Что включает в себя понятие «Мужественность»? (сила, справедливость, честность, бескорыстие, решительность, самообладание, стойкость,отвага.) (слайд 19)

  • Мужественность юноши определяет его важнейшие социально-исторические функции — быть защитником Отечества, заступником слабых и униженных. (слайд 20)

Как вы считаете в чем особенности воспитания мужчины в семье? (слайд 21) (ответы родителей)

Особенности мира мальчиков (слайд 22):

  • обладают широким кругозором  
  • предпочитают точные науки
  • увлекаются  техникой,  физкультурой  и  спортом
  • склонны к преобразующей деятельности
  • несколько не терпеливы  и  не дисциплинированны
  • не очень прилежны, усердны и выносливы
  • неохотно занимаются   самообслуживанием
  • проявляют  беспомощность  в простых житейских делах

Отец и мать – пример для сына. (слайд 23)

Если воспитанием мальчика занимается только мама, то мальчики (слайд 24): 

  • несколько не терпеливы  и  не дисциплинированны
  • не очень прилежны, усердны и выносливы
  • неохотно занимаются   самообслуживанием
  • проявляют  беспомощность  в простых житейских делах

Отец дает мальчику (слайд 25): 

  • Представление о настоящем мужчине
  • Опыт мужского труда
  • Образец отношения к женщине, труду, семье и др.

Развитие мужественности происходит в семье через образец
мужского поведения.

  • Отец мальчика должен быть:
  • Доступный
  • Эмоциональный
  • Уверенный в себе
  • Сильный и нежный
  • Настойчивый
  • Жизнеутверждающий

Что можно предложить  семьям, где воспитываются будущие мужчины? (слайд 26-29)

  • Поощрение выносливости
  • Покупка «мужских» игрушек
  • «Мужские дела»
  • Рыцарское отношение к девочкам
  • Уважение к старшим
  • Подвижные игры
  • Пример настоящего мужчины
  • Не стоит контролировать каждый шаг ребенка и делать что-то за него.
  • Для воспитания будущего мужчины родителям требуется:
  • терпение
  • творческий подход
  • умение  быстро  ориентироваться
  • учитывать  реальную   обстановку
  • проявлять инициативу, находчивость, смекалку.

Совет: Как же правильно воспитать будущего мужчину? (слайд 30)

  • Объяснить мальчику что такое мужественность, рыцарство, самостоятельность и ответственность
  • Приучить мальчика уважать женщину, старших, чужие интересы
  • На личном примере показать ребёнку роль мужчины в семье, обществе.

И в заключение хотелось бы  раздать вам памятки «Воспитываем патриотов России», рекомендации «Как воспитать маленького патриота» и прочитать стихотворение «С чего начинается Родина?» (сопровождает показом слайдов с фотографиями детей).

Благодарим за внимание!

Список литературы

1.        Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы – государственная программа. Москва. 2012 год. Постановление РФ от 05.10.2010 года № 795

2.        Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Протокол № 2112 – ПА от 21.05.2003 года

3.        О проведении в РФ года российской истории. Указ президента от 9 февраля 2012 года № 49

4.        Воспитательная система ОУ на 2007 – 2012 учебные годы.

 «Я гражданин России». Утверждена на педсовете 27.08.2007г. протокол № 2


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Играем и речь малыша развиваем

Одна из наиболее важных задач

развития и воспитания ребѐнка в

раннем и дошкольном возрасте –

развитие речи. Играя с малышом в

речевые игры надо использовать их,

в соответствии с определѐнным

периодом становления речи.

Предлагаю вам, описание некоторых

игр и рекомендаций по развитию

речи детей раннего и младшего

дошкольного возраста.

В раннем возрасте игры должны

быть направлены на развитие различных функций – предпосылок речи. Русские

народные песенки, потешки, считалки, стишки являются основой для развития

психики малыша.

Игра «Сорока - белобока».

Произнося потешку, взрослый водит по ладошке ребѐнка пальцем – «варит кашку».

Затем, начиная с большого пальца, загибает каждый пальчик ребѐнка, оставляя не

согнутым мизинец.

Сорока – белобока,

Кашку варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты мал,

Коры не драл,

Воду не носил,

Кашу не варил,

2

Не дам тебе каши!

Игра «Ладушки».

Взрослый берѐт в руки ребѐнка в свои и хлопает в такт песенки. На последних

строчках взрослый поднимает руки малыша вверх и кладѐт их на голову.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Простоквашку.

Кыш, кыш, полетели,

На головку сели.

Игра «Идёт коза рогатая».

Взрослый вытягивает два пальца из кулачка ребѐнка и вместе с ним изображает

козу.

Идѐт коза рогатая,

По боку дратая,

Кто молочко не пьѐт,

Того рогом бьѐт –

Пыр, пыр, пыр!

Игра «Потягушеньки».

Взрослый берѐт попеременно руки и ноги малыша и делает с ними движения,

напоминающие потягивания.

Потягушеньки,

Потягушки,

Поперѐк толстунушки,

А в ножках ходунушки,

3

А ручки хватунушки,

А в роток говорок

А в головку разумок!

В этих играх сочетаются речь и движение, а это является основой для

формирования ритмической организации речи.

Так же в раннем возрасте очень полезны игры – манипуляции. Это складывание

пирамидки, кубиков игры с водой во время купания, катания мячика, все они

позволяют познавать свойства и качества предметов, пополнять словарный запас

малыша.

В младшем дошкольном возрасте надо и дальше знакомить ребѐнка с

окружающим миром, и в этом вам, уважаемые родители, помогут произведения

классиков детской литературы – А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, Е.Благиненой,

И.Токмаковой и других. Главное подойти к этому творчески, ведь любое

стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном

использование. Важно превратить стихотворение в игру, сказку, где участникам

становится вам малыш.__



Предварительный просмотр:

«Обогащаем словарь детей»

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить

их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли,

рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в

школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников

с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в

пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их

названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также

заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам

(раскрашивает-пишет).

В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало

синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют

только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова

длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам

(«много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании

числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются

ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти

упражнения несложные и вполне вы, родители и педагоги, самостоятельно можете заниматься с

ребѐнком.

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребѐнка является создание мотивации

общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из

жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший

эмоциональный настрой.

Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной

ориентировки дошкольников в звучащей речи, так как не только

активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают

осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения

имеющегося словаря и его обогащения можно использовать

следующие упражнения.

Упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова

(«Улица», «Зима», «Вечер»).

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка,

мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

2

Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш,

мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнение с глаголами

Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться,

мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поѐт, несѐт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть,

есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой),

ласкаться). Как ведѐт себя щенок, когда ему дают кость? (грызѐт, наслаждается, рычит,

радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется,

смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики

явлений и действий животных и т.п. Каждый ребѐнок осознаѐт их по своему, подбирая

наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

Родитель. О чѐм можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар,

мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя),

красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весѐлое,

радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое,

чистое, прозрачное, солнечное).

Каким может быть ручеѐк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жѐлтый, коричневый, золотистый,

увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий,

сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно,

плавно, красиво).

3

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей,

котѐнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное,

солнечный, солнечная)?

Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик,

Пушонок, Пушок).

Упражнение на подбор сравнений

Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или

одуванчика).

На что похож ѐжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок,

облачко, щѐтку).

На что похож ручеѐк? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

Во время вечерних игр можно предложить ребѐнку предложить зарисовать

различные предметы, явления, которые обозначаются определѐнными словами.

Например:

Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

- Попробуй нарисовать это состояние погоды.

- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения

«погода сырая и дождливая»;

- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом,

состоящим из двух (трѐх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У,

С, Р.

- отразить в своѐм рисунке различные состояния моря и назвать их определѐнным словом

(море – бурное, спокойное, синее, весѐлое и т.п.)

Важно использовать каждую минуту общения с ребѐнком для развития его речи: нужно

беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребѐнком

книг и обсуждать с ребѐнком прочитанное, побуждать ребѐнка высказывать своѐ мнение и

переживания.__



Предварительный просмотр:

Признаки

неправильного развития детской речи

По мере овладения

языком у ребенка могут

выявляться нарушения речевого

развития. Почти все они (кроме

дефектов произношения звуков)

дают знать о себе уже в раннем

возрасте (до трех лет), причем

желательно заметить признаки

этих нарушений как можно

раньше.

Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсут-

ствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный

признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка

есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть

снижен).

Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это сви-

детельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и

отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые

слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени

ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном на-

рушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В

этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок

вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше

развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения.

В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может поя-

виться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответству-

ющей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно

2

показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как

заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.

Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только

речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде

нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения,

становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он

может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы

его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на

аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.

У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у

такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное

слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица,

повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех

двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет

формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может

обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности

управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи

речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в

мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога

и логопеда.

Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным

давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно по-

казать врачу-остеопату.

Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он не-

достаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо

проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у

него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень инди-

видуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило,

не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко

выраженные патологии).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как разучивать наизусть стихотворения с детьми.

(памятка в помощь родителям)

Как разучивать наизусть стихотворения с детьми.

o Сначала следует прочитать стихотворение.

o Выяснить все непонятные слова и выражения.

o Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

o Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при

этом помочь ему, НЕ РАЗДРАЖАЯСЬ.

o Предложить ребенку ещѐ раз представить себе описываемые события и

прочитать стихотворение ещѐ раз.

o Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать

стихотворение.

o Перед сном ещѐ раз предложить прочитать стихотворение.

o Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение

выразительно, потом попросить это

сделать ребенка.

Как обсуждать с ребенком прочитанное

произведение:

o Выяснить перед чтением или во время

чтения трудные слова.

o Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

o Что нового, интересного он узнал?

o Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии

рассказа, сказки, стихотворения.

o Как описана природа?

o Какие слова и выражения ему запомнились?

o Чему научила его книга?

o Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.

o Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как разучивать наизусть стихотворения с детьми.

(памятка в помощь родителям)

Как разучивать наизусть стихотворения с детьми.

o Сначала следует прочитать стихотворение.

o Выяснить все непонятные слова и выражения.

o Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

o Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при

этом помочь ему, НЕ РАЗДРАЖАЯСЬ.

o Предложить ребенку ещѐ раз представить себе описываемые события и

прочитать стихотворение ещѐ раз.

o Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать

стихотворение.

o Перед сном ещѐ раз предложить прочитать стихотворение.

o Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение

выразительно, потом попросить это

сделать ребенка.

Как обсуждать с ребенком прочитанное

произведение:

o Выяснить перед чтением или во время

чтения трудные слова.

o Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

o Что нового, интересного он узнал?

o Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии

рассказа, сказки, стихотворения.

o Как описана природа?

o Какие слова и выражения ему запомнились?

o Чему научила его книга?

o Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.

o Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"

Консультация для воспитателей !Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"...

Вопросы и темы консультаций, тематика бесед родительских собраний

Вопросы и темы консультаций, тематика бесед родительских собраний...

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников

Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая друг...

Консультации для родителей о прогулках, их значениях; советы о сенсорном развитии; памятки о ОБЖ, анализ анкетирования родителей. Родительское собрание в начале года.

Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка - выход за пределы замкнутого пространства - дома, где уже все изучено и редко появляются новые предметы. На улице много незнакомого, интересного и ...

Консультация для педагогов "Родительские собрания"

Консультация для педагогов "Родительские собрания"( традиционной и нетрадиционной формы)...

Материалы для родителей ( консультации, беседы, сценарии родительских собраний)

консультация для родит речевые игры к сюжетным картинкамконсультация по развитию речи...