Аспекты проблемы воровства
консультация на тему

Исаева Людмила Александровна

Существуют возрастные особенности воровства. Так или иначе, но любому неравнодушному родителю хотелось бы знать, когда воровство стало явным. В первую очередь необходимо разобраться в его причинах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_problemy_vorovstva.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

          МАДОУ Большеалексеевский д/с общеразвивающего вида «Калинка»

             Консультация

Аспекты проблемы воровства

Социальный аспект. Воровство – это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает по достижении совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов семьи, то родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому обязательным условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

Медико-биологический аспект. Все вы, наверное, слышали термин «клептомания». Этот диагноз имеется в DSM -4 и МКБ-10 (шифр F63.2). Диагностическими критериями клептомании являются следующие:

  • Периодически возникающие непреодолимые импульсы украсть предметы, которые не нужны и не имеют материальной ценности.
  • Повышенное напряжение непосредственно перед совершением кражи.
  • Ощущение удовольствия или облегчения во время совершения кражи (потом может возникнуть чувство вины или тревога).
  • Кража не совершается как акт гнева или мести.
  • Кража не связана с нарушением поведения или расстройством личности антисоциального типа.

По американской статистике, клептомания встречается довольно редко: выявляется она менее чем у 5 % арестованных воров; при этом даже тогда ее трудно отграничить от симуляции. Клептомания – это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией; причем  не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой; иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести следы». Клептоману не поможешь воспитательными мерами – с ним должен работать психиатр. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно. Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику. Скорее всего, они находят другие пути компенсации. Западные ученые полагают, что, украв, клептоман какое-то время живет на этом «кайфе».

По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании:

  1. редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии;
  2. затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии;
  3. хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект. Психоаналитики обращали особое внимание на воровство детей и подростков, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувства, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.

Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:

  1. способ восстановления утраченных взаимоотношений мать – ребенок;
  2. акт агрессии;
  3. защита от повреждения;
  4. способ получить наказание;
  5. способ восстановить или усилить самооценку;
  6. реакция на семейную тайну;
  7. возбуждение.

                           Причины детского воровства

  1. Незнание «правил игры». Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат.

По мнению кандидата психологических наук А.Ф.Шадуры, для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое» - эти понятия в его сознании достаточно размыты, моральные нормы еще не сформированы.  Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет с полки книги и т.д.: он знает, что дом – часть его жизни, а он член семьи. Но в то же время существуют и определенные ограничения – они связаны с возрастом ребенка, с тем, что он еще не может адекватно пользоваться теми или иными вещами.

Ценность вещей ребенок постигает только с возрастом. Помните стихотворные строчки: «Купила мама Леше отличные галоши, галоши настоящие, красивые, блестящие»? а Леше их запросто теряет и «не понимает за что его ругают». Точно таково его (скорее аналогичное, чем-то схожее) отношение к деньгам: для него деньги всего лишь некие символы, с помощью которых он может реализовать свои  заветные желания.

Если родители никогда не рассказывали ребенку, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок  без какой-либо задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению – купить мороженое, игрушку, покататься с друзьями на каруселях. Впадать в панику из за этого не стоит. Задача родителей – не отругать и не пристыдить ребенка, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он в силу возраста имеет очень слабое представление.

Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег как ресурса, которым нужно разумно распорядиться.

   2.Пробелы в нравственном воспитании. Дети, беря чужие ручки, конфеты, не ставят себя на место  «жертвы», не представляют себе ее чувств в отличие от детей, мстящих кражей своим обидчикам. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

   3.В отдельную группу можно отнести «бунтарей». Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или какой-либо группе и стремятся самоутвердиться: «Могу ли я сделать это?». К этой группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство – пустяк, а иногда и просто фарс. Для них – воровство подражание героям, приобщение к взрослому миру, интересное приключение… В эту группу можно отнести также детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей. Например: «Я тебя просил, а ты мне не дал. Вот тебе…»; «Я тебя так люблю, а ты…». Тогда украденные вещи «подбрасываются» братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.

В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию оттого, что им просто нечего терять. Таким детям в первую очередь нужно повышать самооценку, а родителям посоветовать изменить семейную атмосферу.

   

  4.Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой  и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Человеку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства как таковыми, а с тревогой, которая гложет ребенка, составляя его совершать кражу. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

  5.Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей. Деньги или купленные на них сладости и игрушки ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в жизни. Кражи такого рода говорят о следующем: ребенок не получает достаточного внимания, отношения в семье напряженные, и супруги объединяются только перед лицом «общей опасности» - перед воровством. Исследования психолога Э.Х.Давыдовой показали: кража – реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства, такие, как эмоциональная холодность родственников, нелюбовь к нему, развод родителей (отношения с отцом сохраняются, но сохраняется и отчужденность, а порой и враждебность между родителями).

  6.Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены: они лучше знают, «что им (детям) в действительности нужно». Взрослые без достаточных оснований отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения. Это заставляет его чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что переживается им очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

  7.Способ «покупки» дружбы либо расположения, или подкуп. Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить любовь, дружбу, хорошее отношение. Он повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным способом.

В этом случае причинами воровства являются одиночество ребенка в кругу его сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. Значит, нужно помочь ребенку подружиться с кем-то из ровесников, научить его строить отношения без подкупа, повысить его самооценку и укрепить уверенность: он может быть интересен сам по себе!

  8.Импульсивность. Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина детского воровства. Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, поступка, стыда, раскаяния. Даже если ребенок знает, что нельзя брать чужое, он может сделать это, если чужое ему очень понравилось. Это событие – не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от взрослого. А вот то, что дети  очень часто после таких поступков не признаются родителям в краже, говорит о страхе перед наказанием, разоблачением, всеобщим осуждением. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности.

  9.Вымогательство. Наконец,  ребенок может воровать от безвыходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Задача воспитателя и родителя – построить отношения с ребенком так, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью, а не скрывал тяжесть своего положения.

               Анализ воровства по возрастным этапам развития 

Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не  различает своего и чужого. Гуляя на улице или находясь в гостях, он может взять понравившуюся ему игрушку или вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку (а в случае повторения ситуации – неоднократно), что чужое без спросу брать нельзя, делая упор на переживания человека, утратившего вещь. В числе «пострадавших» могут оказаться и родители. Даже если ситуация выглядит комично, постарайтесь сдержать улыбку и напомните ребенку, что можно, а что нельзя. Помните: ребенок раннего возраста не ворует, а берет – берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.

Представление о том, что такое «мое» и что такое «чужое», появляется  у ребенка после 3 лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Кражи в дошкольном возрасте (4-6 лет) могут совершаться по нескольким причинам:

  • Под действием импульсивности (желание обладать вещью сильнее способности справиться с собой);
  • Из-за желания сделать подарок кому-то из близких, привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета, отомстить кому-либо.

Четыре – шесть лет – возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети в этом возрасте в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Вместе с тем ребенку трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.

Родители считают: возраст ребенка является неоспоримым доказательством того, что он осознает совершаемое. Это не всегда верно: известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознавали, что , присваивая чужую вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и 5-летние дети, совершая кражу, сознают, что поступают плохо.

Можно ли, например, считать воришкой мальчика 5 лет, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения принадлежат ему так же, как и его маме.

Ошибка ребенка – это родительская ошибка. Нравственные нормы он постигает постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые прежде всего мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое нет.

                         Ближе к делу, или Что делать?

Так или иначе, но любому неравнодушному родителю хотелось бы знать, когда воровство стало явным. В первую очередь необходимо разобраться в его причинах. Прежде чем оценивать действия ребенка, постарайтесь разобраться: что происходит на самом деле? Не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Повнимательнее отнеситесь к себе, а также к другим взрослым, например родителям друзей вашего ребенка. Может быть, у них принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом?

Обмен. Итак, родителям необходимо разобраться, что произошло на самом деле: откуда попала в дом принесенная ребенком вещь? Чья она? Ребенок принес ее открыто или вы случайно обнаружили чужую вещь среди других его игрушек? Возможно, он просто поменял ее на свою? Такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то ничего предосудительного нет. Имейте также в виду: детям не очень важна денежная стоимость игрушки.

Мечта. Если ребенок принес игрушку из детской игровой комнаты, возможно, таким образом он реализовал свою давнюю мечту. Игрушку следует вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка? Лучше все-таки не допускать таких ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод ( день рождения, успех ребенка), подарите ему то, о чем он давно и страстно мечтает.

Почему? Сложнее всего вариант, если принесенная вашим ребенком игрушка принадлежит кому-то из других детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между ними. Что стоит за поступком – желание привлечь к себе внимание и подружиться с этим ребенком или, наоборот, пренебрежение к ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе? Важно, как вы обнаружили чужую вещь – случайно нашли или ребенок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку – стыдится, раскаивается, считает, что все происшедшее в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть резкой и определенной. Пусть ребенок почувствует: вам не нравится его поведение, вы удивлены, как он мог так поступить. Выразите уверенность: он уже взрослый и знает, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому подобное больше не повториться.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку его поступку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а на том, чтобы нарисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и одновременно выработать стратегию возврата вещи без лишних унижений. Нередко бывает так: именно страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делают ребенка малодушным, усугубляя его переживания. Не разрешайте судить ребенка публично, необязательно настаивать на публичных извинениях. Организуйте встречу двух детей (лучше без взрослых), когда может состояться передача игрушки. Пусть ваш ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ, конечно, захочет.

Деньги. Случаи, когда дети берут деньги у своих родителей, в дошкольном возрасте является нечастым. Но если это произошло, следует выяснить: для чего они понадобились вашему малышу?. Один из самых неприятных вариантов – вымогательство со стороны старших товарищей, например по двору. Это следует жестоко пресечь. Ваш ребенок не должен испытывать страх, давление, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго. Другой вариант – ребенок взял деньги, чтобы купить подарки (жевательную резинку, роботов, другие сокровища) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус среди друзей. Следует объяснить: друзья, которых можно расположить подарком, не самая надежная компания. Познакомьте ребенка с другими способами повышения статуса – соберите его друзей у себя дома, устройте детский праздник, поиграйте со всей компанией, не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь.

Если вы так и не поняли, для чего вашему ребенку понадобились деньги, выразите свое огорчение по поводу их отсутствия, расскажите, для чего они предназначались. Уместно сказать, что денег в семье не на все хватает и вы тоже вынуждены себя ограничивать в некоторых вещах: например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но пока это придется отложить.

Если говорить о деньгах, то их воровство можно прекратить так. Деньги должны находиться в недоступном для ребенка месте. Раскладывание их по всей квартире, даже если вы их систематически пересчитываете, не воспитывает силу воли, а наоборот. Трудно найти по-настоящему недоступное для ребенка место, но стоит постараться: более половины родителей ограничиваются именно этой мерой, и с большим успехом. Иногда могут начаться проблемы с вашими личными вещами. Значит, необходимо определиться и с ними. Очень часто дети даже в очень обеспеченных семьях не имеют личных вещей, т.е. не имеют возможности свободно пользоваться и распоряжаться ими, например дарить, портить или даже уничтожать. И поэтому не несут за них ответственности.  Следовательно, зачем переживать по поводу пропажи чужих вещей, если даже твои принадлежат не тебе, а твоим родителям?

К чему могут привести публичные разбирательства? Если в группе узнают, что какой-то мальчик или какая-то девочка что-то украли и воспитатель громогласно даст этому поступку соответствующую оценку, то за ребенком может закрепиться репутация вора. Естественно, другие родители не захотят, чтобы их дети дружили с вором. И очень скоро такой ребенок останется в изоляции…

      «Дошкольное воспитание» №6 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...

Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...

. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов

Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....

Теоретические аспекты проблемы агрессивности у воспитанников детского сада.

Пора детства - счастливая пора, но в ней могут быть неудачи, мешающие досадные случайности, огорчения, плохое настроение. Снижение уровня агрессии в группах детского сада является актульной задачей пе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЯМИ

Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени алалии выражаются у де...

Статья Тема: "Теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей с ОВЗ"

В настоящее время актуальным для многих исследователей остаются вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие сенсорных...