Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Михайлова Оксана Николаевна

Консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

 “Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным. У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, и социальные потребности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

 Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Значение творчества - это обобщенная форма, отраженная в общественно-историческом опыте, приобретенным в процессе совместной деятельности и общения. Без этого наша жизнь не была бы наполнена. Для детей творчество особо много значит. Они, играя в какую либо игру, не подозревая даже об этом, творят великие дела. Все дети чем-то уникальны и педагоги,  и родители, должны его направлять и увлекать к какому либо процессу, особенно к творческому.

Что же могут сделать родители для развития своего малыша.

Вначале нужно понять, что же они хотят развивать в ребенке? Творческие способности включают в себя  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.  Еще развитие творческих способностей детей влияет на  расположенность к открытиям и умение осмыслить и применить на практике полученный опыт.

Конечно, обучением ребенка лучше заниматься с самого рождения. Но по данным исследований, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества у детей припадает на 3, 5 − 4 года.

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.

Я бы рекомендовала родителям чаще творить вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в  этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.

Литература.

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.

2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 

5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12.

6. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

7. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978

8. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985.

9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "Музыка и Я"

Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста. Задания разбиты по нескольким тематическим блок...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Проект по теме: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен на детей 3-3,5 лет. Основные формы реализации проекта:·        Выполнение творческих заданий на занятиях по рисованию, лепке и апликации, разви...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при создании игрушек для театрализованной деятельности

Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Очень важно, что театрализованная деятельность развивае...

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...