Деловая игра с родителями «Войди в природу другом»
методическая разработка на тему

Архипова Вера Леонидовна

Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Мы —    взрослые должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Эти уроки могут стать уроками нравственности для малышей на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_s_roditelyami_voydi_v_prirodu_drugom.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра с родителями

«Войди в природу другом»

Звучит музыка леса.

Уважаемые родители, я попрошу закрыть Вас глаза и послушать музыку леса.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. (Под музыкой)

Сегодня мы  и  поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно  воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем

   Актуальность экологического воспитания дошкольников сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой “второй” природы, созданной руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. К сожалению, можно часто увидеть, как маленький ребенок пытается раздавить жука или червяка, оторвать крылья бабочке – именно поэтому наша с вами  задача  – воспитать у детей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Мы —    взрослые должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Эти уроки могут стать уроками нравственности для малышей на всю жизнь.

 

Почему, на ваш взгляд,  нужно заниматься экологическим воспитанием  с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе детей;             ( Непонимание, отсутствие любознательности и интереса познать, подражательность детей чужим плохим поступкам).

В чем берете вину на себя как родителя. (Безразличие и невнимание к поведению детей)

 Как писал А.В.Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Целью экологического воспитания является: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т.М.Бондаренко)

Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

 В детском саду созданы прекрасные условия для экологического воспитания детей. (вы видели в презентации)

   Экологическое воспитание детей   строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе

  •  Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие.

 Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас:

дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

  •  Экологические игры способствуют и развитию математического мышления

 – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов, сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени ( «Что сначала, что потом?»).

Сегодня  хотелось бы  познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе, наша встреча сегодня пройдёт в форме  деловой игры.  То есть вы сегодня будете активными участниками игрового процесса.

А начнем с разминки:

  Я вам задаю Экспресс –вопросы, а вы на них быстро отвечаете:

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (белкам хвост – для «полетов» . Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом-крылом, с помощью которого белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости).

2. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)

3. Как назвать изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька.)

4. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена, тополя.)

5. Самое большое водное животное? (Кит.)

6. Вестник весны. (Грач.)

7. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

 8. Ветер разрушительной силы. (Ураган.)

9. В какой книге С. Маршак рассказал про обитателей зоопарка (Детки в клетке.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой (Клест.)

11. Какую птицу называют сплетницей (Сороку.)

 12. Самое высокое дерево (Эвкалипт.)

 13. Каких животных называют листопадничками (Зайчат.)

14. Какую ягоду не едят (Волчью.)

15. Кто 4 раза родится (Бабочка.)

 16. Кто написал «Лесную газету»(В. Бианки.)

17. Что птицам страшнее – голод или холод (Голод.)

 18. Какая из наших птиц быстрее всех летает (Стриж.)

 19. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег (Тетерев, куропатка, рябчик.)

Экологические диспуты

Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Вы совершаете с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрите телепередачи, читаете  книги, ухаживаете за домашними питомцами.   Общаясь с детьми, вы что-то обсуждаете с ними, что то объясняете тем самым вы даете детям   знания, вы решаете с ними какие-то возникшие ситуации.

Сейчас мы с вами попробуем вместе разобраться в некоторых    ситуациях.

  • Дети нарвали большой букет ландышей и подарили маме. Мама  совсем не обрадовалась подарку, а огорчилась. Почему?
  • Папа принес детям из леса  маленького беспомощного зайчонка. Что вы скажете папе и детям?

Ягоды – по одной  – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?       Почему?

 Назовите детских писателей кто писал о природе.(передаем мяч)

А.С.Пушкин “ чтение – вот лучшее учение”.
В.Бианки, М.Пришвин, Э.Сетон-Томпсон, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев и др.
На основе художественных произведений формируется любовь к природе.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. 
И охранять природу – значит охранять Родину”.
М.М.Пришвин.

   2. Коллективное обсуждение вопросов. (ромашка)

Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

- Любит ли ваш ребёнок природу? В чём это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

- Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

- Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

- Приходилось ли вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

-Каким правилам поведения в лесу необходимо учить детей?

Нарисуйте эти правила

    Памятка «Правила поведения в лесу».

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка:

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей. 
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы. 
3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеемся, что с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!

 

  1. Игра «Цепочка».

 Я называю объект живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.    Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.

  1. Игра «Да, нет».   

На все вопросы в этой игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой объект живой или неживой природы мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только упомянутыми словами.

  1. Игра «Вершки-корешки». 

 Ведущий называет или показывает  овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

  1. Игра «Береги природу» 

На фланелеграфе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 6  Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. дождь, снег, облако, роса;
  3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
  4. корова, волк, овца, кролик;
  5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  7. ель, берёза, яблоня, осина;
  8. лиса, свинья, лось, кабан

Я хочу вам зачитать факты, которые думаю, вам будут интересны

1.      Бумага, оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

2.      Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

3.      От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

4.      Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

5.      Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

6.      Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

 

Заключительное слово:

 Надеюсь, все участникам нашей встречи будут играть со своими детьми не только дома, но и на прогулках, в транспорте, на пикнике, пляже и т.д. (родителям раздаются памятки с правилами игр, в которые играли).

Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

Собрание для родителей "Войди в природу другом"

Создать условия для сотрудничества детей и родителей....

Деловая игра с родителями"Наш дом-природа"

Сберечь природу – значит сберечь наше будущее. Мы все обеспокоены тем, что очень многое в окружающей нас природе, находится на грани экологической катастрофы. Как сохранить богатство и разнообраз...

«Войди в природу другом» познавательно-экологическая игра

«Войди в природу другом»познавательно-экологическая игра...

Консультация для родителей «Войди в природу другом»

        Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к при...