Формирование сенсорных эталонов у дошкольников
консультация на тему

Косинова Мария Александровна

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. п.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sensornyh_etalonov_u_doshkolnikov.ppsx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование сенсорных эталонов у дошкольников Косинова Мария Александровна МБДОУ «Детский сад № 83 «Игрушка» г. Воркуты

Слайд 2

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. п . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Слайд 3

Сенсорные эталоны Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Выделяют эталоны : цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д .), эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д .), эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Слайд 4

Усвоение сенсорных эталонов – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ . Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 5

Роль родителей Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира . Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование . В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

Слайд 6

Ранний возраст В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Сенсорное развитие ребёнка первого года жизни. На 1-ом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов . Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приводит к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т. п.). Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка . Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают « сенсорный голод », ведущий к значительным издержкам общего развития.

Слайд 7

Средний дошкольный возраст У детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Сенсорное развитие ребёнка 2-3 лет. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо его отличают от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет называть «угольником» или «крышей». Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Слайд 8

Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме и величине, прикладывать их друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это даёт им возможность устанавливать тождества и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объёмными предметами).

Слайд 9

Сенсорное развитие ребёнка 3-х лет. Дети 3-го года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отражаемых вещей и используемого материала, т. к. не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Слайд 10

Сенсорное развитие ребёнка после 3-х лет. Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми эталонами и способами их использования. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические цвета спектра (красный, жёлтый , оранжевый, зелёный , голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный ). Вначале у детей формируют представление о хроматических цветах, белом и чёрном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключить голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые путают эти цвета).

Слайд 11

Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте , при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе. В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрёшки и т.д. Игрушки , в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Слайд 12

Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности , формирования различных способностей . Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка .

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В конспекте представлены разнообразные дидактические игры для:развития слухового восприятия звуков (разных по высоте -высокий, средний, низкий, разных по длительности -длинные, короткие).формирования ...

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

Игровые упражнения для младших дошкольников для формирования сенсорных эталонов,развития мелкой моторики,формирования технических навыков.

В младшем дошкольном возрасте в изобразительной деятельности решаются очень важные задачи .Необходимо ввести ребенка в удивительный мир рисования.Познакомить его с изобразительными средствами и научит...

Значение изобразительной деятельности в процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР

Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у дет...

Консультация "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников"

цель:повышение уровня компетентности педагогов и родителей по данной теме....

Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"

В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....