Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
консультация по коррекционной педагогике
В рамках коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, тифлопедагогами проводятся занятия по развитию зрительного восприятия цвета, формы, величины, которые включают в себя знакомство с эталонами цвета, формы, величины, ориентации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Учитель-дефектолог (тифлопедагог):
Зизда Л.П.
Высшая квалификационная категория
В рамках коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, тифлопедагогами проводятся занятия по развитию зрительного восприятия цвета, формы, величины, которые включают в себя знакомство с эталонами цвета, формы, величины, ориентации.
Формирование и закрепление у детей этих знаний является одной из первостепенных задач, так как на основе этого развиваются и обогащаются представления детей о значимых, ярких и существенных характеристиках различных предметов окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:
1. обеспечение накопления и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;
2. овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир.
Способы сенсорного развития:
- практический способ (наложение, приложение, примеривание);
- зрительное соотношение.
Основными задачами сенсорного развития детей с нарушением зрения являются:
В младшей группе:
- накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах;
- обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности.
В средней группе:
- формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу);
- обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначения: по существенным признакам; на основе овладения приемом сравнения;
- обучение приемам группировки;
- обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
В старших группах:
- формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения;
- овладения приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе).
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
ЭТАЛОНЫ ЦВЕТА
Формирование сенсорных эталонов начинается с ознакомления детей с цветом, так как цвет является наиболее информативной характеристикой предметов окружающего пространства. Овладев способностью видеть и различать цветовое многообразие объектов, дети учатся более глубокому анализу свойств и качеств предметов окружающей действительности, что помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, а также расширяет и обогащает их зрительные образы. У детей с нарушением зрения отмечаются проблемы в развитии цветовосприятия и цветоразличения, что затрудняет развитие зрительного восприятия в целом.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, черный.
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух соседних цветов, лежащих в спектре, дает оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.) Хроматические цвета делятся на 2 группы – теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок имеет определенную чистоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность – степень его чистоты, т.е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах. Целесообразно сначала вводить не семь цветов, а шесть, исключив голубой, так как дети путают голубой и синий (называют светлые оттенки синего голубым). При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.
ЭТАЛОНЫ ФОРМЫ
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Данными эталонами дети овладевают сложнее, чем эталонами цвета, так как выделение формы зависит не только от остроты зрения, но и от развития прослеживающей функции глаз. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником, а также трапецией. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.
У детей с нарушением зрения необходимо формировать обследующие тактильные действия для компенсации неполноценных зрительных представлений. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности.
Сенсорные операции овладения сенсорными эталонами формы:
- дети должны локализовать геометрические фигуры заданной формы;
- знать названия простых геометрических форм с показом и без него;
- должны уметь выделять и называть формы геометрических фигур и предметов, изображенных в разном пространственном расположении;
- уметь сравнивать и соотносить геометрические формы между собой и с формой конкретных предметов;
- должны оперировать формой как признаком предмета.
Представления должны быть о формах разных модальностей: в силуэтном, контурном виде, сама модель.
ЭТАЛОНЫ ВЕЛИЧИНЫ
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производиться при помощи условных мер. Отличие этих форм от геометрических форм состоится именно в их условности.
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношения по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов , образующих ряд убывающих или возрастающих величин.
ЭТАЛОНЫ ПРОСТРАНСТВА
Овладение эталоном пространства зависит от различительной способности глаза, от характера зрения, от овладения ребенком нестереоскопическими способами восприятия предметов в пространстве.
Сенсорные операции овладения эталоном пространства:
- локализация предмета в пространстве по величине и форме;
- соотнесение величины и формы предмета с другими в зависимости от места расположения и расстояния (от себя, между предметами);
- умение оценивать расстояние.
Это самый трудный для восприятия эталон:
- большинство детей затрудняется оценивать взаимное расположение предметов.
- затруднено точное оценивание расстояния между объектами.
- затруднено определение и называние направления расположения объектов, то есть «перед», «за», «над», «под», «слева», «справа».
Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем над движением руки, а также сопоставлению фигур зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения имеет три основные стратегии.
Первая состоит в организации зрительного поиска ребенком заданного элемента в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения. Педагог должен научить ребенка осуществлять чисто зрительное движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду. Оно должно быть направлено на поиск эталона, идентичного заданному образцу.
Вторая, более сложная стратегия состоит в организации зрительного поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на его мнемический образ.
Третья стратегия предполагает формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап – называние объектов и их свойств. Затем организуется зрительный поиск эталона по его названию, по словесному описанию.
Для формирования сенсорных эталонов чаще всего мы используем следующие приемы:
1. Восприятие цвета
- узнавание и называние цветов спектра точным словом;
- группировка и соотнесение объектов по цвету;
- фиксация по насыщенности;
- выделение цвета в окружающей среде.
2. Восприятие формы:
- узнавание и называние предмета точным словом;
- соотнесение форм и фигур (одинаковый цвет, величина, но разная форма);
- соотнесение форма в окружающей среде;
- локализация;
- дифференцирование сходных форм.
3. Восприятие величины:
- соотнесение предметов по величине;
- словесное обозначение величины;
- раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания.
Список использованной литературы:
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Школьная пресса, 2007. – 72 с.: ил. – («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 41.)
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 32 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная программа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство « Экзамен», 2003. – 256 с.
- Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – Москва: Издательство «Город», - 1998. – 262 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры
В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Дикие животные" с дошкольниками с нарушением зрения
Занятия с детьми с нарушением зрения предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Домашние животные" с дошкольниками с нарушением зрения
Занятия с детьми с нарушением зрения предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Дикие птицы" с дошкольниками с нарушением зрения
Занятия с детьми с нарушением зрения предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...