«Экологическое воспитание дошкольников»
консультация на тему

Кулигина Елена Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников»

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездушно раздавить бегущего по тропе муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце  и закалял волю.

Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче.

Чтобы в дальнейшем, во взрослой жизни они могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и четко относиться к растениям и животным уже в младшем возрасте.

Иной раз не нужно специально уделять время ребенку. Можно готовить обед и разговаривать о «секретах» овощей: обратить внимание на их окраску, форму,  рассказать, чем полезен каждый из них.

«На кого похоже эта картофелина? А тучка на небе?». Идете в детский сад утром, посмотрите на небо: звезды, облака, восход солнца...

Вы не потратите ни время, ни силы, на короткие беседы. Разговоры по душам способствуют духовному  родству ребенка и взрослого, укрепляют семью, служат более тесному взаимопониманию.

А как интересно живут наши дети! Часто мы, взрослые, своими делами и мыслями, не обращаем внимания на малыша, который присел и внимательно разглядывает что-то в траве, а то замер, услышав пение птиц. Остановитесь рядом с ребенком, улыбнитесь вместе с ним жучку, который медленно ползет по листу, прислушайтесь к разговору речки - говорушки, рассмотрите мокрые камешки, ворох осенних листьев.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Очень важно, чтобы в доме жил какой-нибудь зверек, если не собака то кошка, если не кошка, хотя бы хомячок. А еще лучше аквариум. Для ребенка аквариум целый мир. Ведь там можно создать небольшой прудик, где будут жить растения, улитки, плавать рыбки.

Как можно раньше давайте ребенку участвовать в уходе за животными, В два года он может сам поставить миску с едой, бросить в аквариум щепотку корма.

В три года ребенок поможет вам вымыть миску после кормления щенка, собрать разбросанные им игрушки, расчесать ему шерсть.

Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными. Ему еще трудно удерживать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Если вначале процесс ухода за животным вызывал живой интерес, то в дальнейшем он теряет свою новизну. Поэтому лучше не ругать малыша за «безответственность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. В этой деятельности у ребенка будут свои маленькие, но постоянные обязанности, когда он хорошо их усвоит, можно поручить ему и дело посложнее.  Дайте дошкольнику понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребенок, тем понятнее ему должны быть его обязанности: непосредственное кормление рыбок, например, гораздо понятнее трехлетнему малышу, чем необходимость промывки грунта для аквариума.

И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними.

Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание ребенка на блестящие нежные ниточки, летящие по воздуху.  Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой. Ребенок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплен крохотный паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.

У маленького ребенка спросите: «А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровой?», объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С 5-6 летним ребенком найдите места, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их.  Там окажется много живых существ. Рассмотрите их. В саду покажите дошкольнику сухой cвернутый  лист, висящий на конце ветки. Он весь опутан паутиной. В нем белый кокон. Помогите ребенку снять эти льстя с дерева, сожгите их.

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка почему они улетают. Помогите сделать вывод что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочке понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их.  Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи.

Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе (растениям и животным), воспитание доброты, человечности, если ваш маленький сын схватил котенка за хвост и смеется, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселости. Имейте в виду, воспитание уже началось. Плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо, если тому больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей и за все поступки, совершенные три них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передать это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «котенок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмет котенка, на руки, погладит сама, а потом предложит и малышу погладить мягкую шерстку, нальет молока кошке и скажет ласково: «пей, киса, молочко, еще нальем». Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным, и в дальнейшем будут поступать так же.

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жесткое отношение к природе». Почему же человек - венец всего живого, - приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает ее?

... Мужчина с азартом швыряет палку в старую раскидистую яблоню.

- Вы, что урожай собираете? - спросила проходящая мимо женщина

- Да нет, - ответил он - вороны гнездо свили. Вон их сколько летает.

Может, разворошу его...

- Как вам не стыдно, что же вы делаете?

- А чего? Ворон надо уничтожать. Есть такое мнение...

Самое страшное заключается в том, что происходит все на глазах детей, нередко, они еще и помогают родителям. Каким вырастет сын этого отца - злым или добрым? Он станет таким, каким его сделает жизнь, воспитание. А воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают птичку, рыбку, на его чашке или распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Все начинается с детства, все закладывается в детстве. Мы должны это понимать и знать. Детство - трудный возраст. Но наша задача - не напугать ребенка страхами жизни, надуманными скорее всего. Пусть ребенок будет самостоятельным, меньше всяких запретов, всяких «нельзя». Как воспитывают детей народы тундры и тайги? Ребенку говорят: «Это огонь. Ты обожжешься». Взял горящую палку, обжег пальцы, больше к костру не подойдет. Ему говорят: « Это нож. Он острый». Но лишь на собственном опыте ребенок может убедиться в опасности ножа и впредь будет с ним более осторожен. У нас же часто видишь, как целые дни кричат на ребенка: «Не бери это! Не бери то! Этого нельзя!» Можно! Пускай сам убедится. Когда убедится, - поймет.

Об этом следует думать, как только рождается ребенок, если мы не хотим жить в обществе накопителей. Накопительство противоположно культуре. Культура - это кодекс человеческих отношений. На почве бескультур я может произрастать и шовинизм и национализм.

Главное, что должен понимать ребенок, - миром движет любовь. Любить надо все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Приучайте своих детей любить все живое, любить животных, любить деревья - они тоже живые, любите все, и вас будут любить.

Люди сами себя осиротили, навсегда порвав с живым и прекрасным миром природы.  Они предпочли мираж технического прогресса.  Ну, а каждый человек отдельно, когда же он теряет гармоничную связь с окружающим ого миром? Как это ни печально, но происходит это в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Малыш взял в руки птичье перо, чтобы хорошенько его изучить и тут же слышит резкий окрик: «брось эту грязь сейчас же!» Он присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают, И тут же следует панический возглас; «отойди от лужи! Простудишься!» И вот уже на глаза ему одеты шоры И вместо красочного, веселого мира он видит перед собой только асфальтовую дорожку. Ребенок должен получать первоначальные знания о природе. Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, телевизионные передачи, фильмы, а самое главное непосредственное общение с природой.

... В теплый весенний день вы обязательно услышите звонкую песню синичек. Помогите ребенку рассмотреть в ветках березы или тополя маленькую желтогрудую птичку. Поет у синичек только самец, своей песней он помечает место, пригодное для устройства гнезда и как бы предъявляет свои права на данную территорию. Пусть ребенок расскажет, о чем поет  птичка (о том, что день стал длиннее, скоро станет совсем тепло, и надо будет свить гнездо и вместе с подружкой вывести в нем птенчиков). Несколько проще проходит знакомство детей с деревьями и кустарниками. Особое внимание обратите на то, что каждое дерево имеет свою судьбу и свой характер. Можно предложить ребенку", дать каждому дереву имя (елка - колючий ежик, береза - белянка и т.д.) Нужно постоянно подчеркивать, что растения равноправные с нами жители планеты. Не надо бояться приписывать им человеческие черты и чувства.  Вспомните сказки, в которых растения помогали людям, например, сказку «Гуси-лебеди», где Ванечку и Машеньку прячет от злых гусей лебедей яблонька.  Она добром отплатила Машеньке за ее заботу и внимание.

Расскажите ребенку", что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. (В доме у хорошего человека, комнатные растения всегда лучше растут и цветут). Не надо стесняться говорить с растениями отвечать за них. Необходимо дать полную свободу детской фантазии, разрушить предвзятые представления детей, избавить их от косных установок.

Не забывайте и о травах. Они тоже достойны внимания и среди них можно найти, себе добрых друзей. Расскажите о самых простых и распространенных лекарственных растениях, таких как череда, крапива, ромашка, - короче говоря, о тех, которые найдутся поблизости. Вспомните, как сами в детстве вы с азартом поедали листики щавеля, кислички или сладкие черешки цветущей примулы. Да мало ли что еще можно вспомнить и рассказать....

И вот теперь, когда дети научатся чувствовать природу", все животные и растения превратятся в их добрых знакомых Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружат друзья, которым можно сказать: «Привет! Как поживаешь?» Вырастет уважение к окружающему живому миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, исчезнет атавистическое желание схватить, присвоить, подчинить...

И, конечно, не надо бояться привлекать внимание детей к экологическим проблемам. В 5-6 лет они уже способны понять, что хорошо, а что плохо. Расскажите, что нельзя мыть в речках и oзерax машины или спускать в них промышленные отходы.  В отравленном водоеме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы а вслед за ними и хищники - лиса, норка, выдра Зацветает и загнивает вода, заиливается дно, меняется и беднеет видовой состав растений по берегам.

В природе нет мелочей. Важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими.  Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и больную нашу планету. Может быть, через пятьдесят или сто лет человечество научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами.

Привлекая детей к тесному общению с природой к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Список используемой литературы:

1.Белавина И., Найденская Н.   «Планета - наш дом».

2.«Дошкольное воспитание». № 7 1993 г 

3.Егоренков Л.И.  «Экологическое воспитание дошкольников и младших, школьников».

4.Елкина Н.В., Мариничева О.В.  «Учим  детей наблюдать и рассказывать».

5.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

6.Рыжова Н.   «Я и природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...