Компьютер-друг и помощник
консультация (старшая группа) на тему

Тарасова Татьяна Александровна

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений

Может сделать за минуту,
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, …КОМПЬЮТЕР!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений

Может сделать за минуту,
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, …КОМПЬЮТЕР!

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом.

Ребёнок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы, детские сады и дома. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Этот современный игровой инструмент на протяжении всего своего существования вызывает множество различных мнений, истолкований. Родители постоянно задаются вопросом, можно ли и нужно ли ребёнку – дошкольнику общаться с компьютером? Какие меры предпринять, чтобы сохранить душевный комфорт маленького пользователя? С какого возраста лучше знакомить ребёнка с компьютером? Сколько времени дошкольникам разрешается работать на компьютере, чтобы не навредить своему здоровью? Ведь компьютер уже есть практически в каждой семье.

Тем, кто пользуется кардинальными мерами и запрещает ребёнку работать с компьютером вообще - задумайтесь: «А можно ли отменить целый мир, если он уже существует? Может, стоит научиться жить рядом с ним, смириться с тем, что ваши дети открывают его для себя?».

Безусловно, во всём нужна мера. То же самое можно сказать и о компьютере. Если использовать эту умную игрушку в качестве единственного развлечения для ребёнка только потому, что она занимает его длительное время. Нередко родители только рады: ребёнок не мешает им заниматься своим делом. Компьютер станет для ребёнка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые ребёнок не дополучает в реальности. И тут уже не избежать всех тех бед от близорукости до аутизма, о которых нам прогнозируют специалисты.

Но можно поступить иначе. Ведь при разумном использовании современный игровой инструмент может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения.

При помощи компьютера можно легко и просто научить ребёнка читать писать. Дети с удовольствием печатают слова на компьютере, вставляют пропущенные буквы. При выполнении различных заданий от самых простых до сложных необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.

Интернет уже давно стал частью нашей повседневной жизни. На виртуальных просторах для детей любых возрастов можно подыскать подходящие сайты о природе, животных, искусстве, о культуре различных стран и др. Не выходя из дома, вы с ребёнком можете посетить виртуальный музей, посмотреть любимый мультфильм или принять участие в познавательной викторине.

Если ваш любознательный малыш задал «умный вопрос», например, как в бадминтоне называется мячик или какое самое крупное животное в мире, попробуйте вместе найти ответ в Интернете.

Кроме того, Интернет - ресурсы для детей очень часто содержат множество уловок для выкачивания денег. Чаще всего на детских сайтах встречается реклама игрушек, плееров, телефонов и т.д. Ведь дети имеют возможность потребовать деньги на покупку нового гаджета у родителей. Но реклама всяких интересных «штучек» на детских сайтах – это еще полбеды! Нередко дети в поисках любимой игры в интернете могут наткнуться на откровенное мошенничество. Существуют системы фильтрации содержания веб – сайтов о которых родителям не следует забывать.

Частое и бесконтрольное использование интернетом приводит к появлению у ребенка интернет зависимости, игромании, проблем с поведением и адекватным восприятием реальности.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития.

При помощи графического редактора «Paint» можно развить у детей дошкольного возраста творческие способности. Панель инструментов предоставляет возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами, пятнами, закрашивать замкнутые области рисунка, стирать, корректируя рисунок. Только помните, что рисование на компьютере ни в коем случае не должны заменять рисование карандашами и красками на бумаге.

Такие программы как «Flash» и «Photoshop» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций,помогут делать настоящие мультики. Дети дошкольного возраста с большим успехом создают анимированные шедевры.

При помощи специальной приставки – синтезатора можно научить ребёнка – дошкольника сочинять и записывать музыку. Но главное условие, чтобы все эти занятия проходили при участии родителей, только в этом случае ребёнок будет чувствовать тепло и заботу по отношению к нему.

Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Ассоциация «Компьютер и детство» создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений. Но, а продукты из серии «мочи всё, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме!

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамические.

Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что - то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Следует отметить, что компьютерные игрушки не заменяют «предметных» игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей - замещать в игре одни предметы другими.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Если говорить о том возрасте, в котором стоит начинать общение с компьютером, стоит обозначить следующие моменты. Многие родители считают, что раннее начало знакомства с компьютером в год - два просто нелепо. Надо сказать, что они правы. Не только нелепо, но и опасно, в какой - то степени. В магазинах можно легко найти программы и для годовалых детей. Но производители таких игр метят либо в тщеславных родителей, которые уверены, что их ребенок – гений, либо в тех, кто панически боится, чтобы их дитя не отстало от сверстников. Вам всё равно не удастся сделать из ребенка вундеркинда в полтора года, перескочив сразу несколько ступеней развития.

Дело в том, что для ребенка на втором году жизни приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка. Поэтому не стоит форсировать этот этап.

Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы глаз - рука, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались к двум годам. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, игр с мозаикой, пальчиковых игр, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.

Немаловажным критерием для знакомства ребенка с компьютером является его здоровье. Постоянное просиживание перед монитором компьютера приводит к гиподинамии, искривлению осанки и потере зрения. Детские отделения офтальмологии и неврологии детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная. Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером пять лет. К этому возрасту зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с пяти лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером.

Существует ряд рекомендаций по организации занятий с применением компьютера в домашних условиях:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- детский стул, сиденье и подножка стола индивидуального места ребёнка - дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Основная нагрузка при работе с компьютером ложится на глаза. Игры, содержащие движущиеся на высокой скорости изображения и мелкие элементы ведут к переутомлению и напряжению. Чтобы снять напряжение, рекомендуется проводить специальную гимнастику для глаз. В качестве примера приведём следующие упражнения:

  • Вертикальные движения глазными яблоками вверх – вниз;
  • Быстрые и интенсивные разжимания и сжимания век;
  • Горизонтальные движения глазными яблоками налево – направо;
  • Частое моргание глазами в течение 1 минуты;
  • Диагональное движение глаз. Нужно сначала скосить глаза в правый угол, а потом перевести взгляд вверх по прямой линии. Точно также выполнить в противоположном направлении;
  • Работа глаз на разном расстоянии. Для выполнения этого упражнения, в комнате на

оконном стекле, на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят напротив метки на стекле на расстоянии 30-35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность этой гимнастики – 1 - 1,5 минуты.

Позаботьтесь о зрении ребёнка, чтобы не винить компьютер в его ухудшении!

Компьютер может стать помощником и другом для ребенка. Он разовьет его творческие способности, откроет перед ним огромный, интересный мир. Но при одном условии – если родители освоят компьютер вместе с ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на тему "Компьютер - друг или враг?"

Конспект открытого логопедического занятия с элементами ОБЖ на тему "Компьютер- друг или враг?" для детей подготовительной группы....

"Компьютер--друг,помощник или враг"

Беседа на тему: «Компьютер — друг, помощник или враг» Беседа на тему: «Компьютер – друг, помощник или враг? » Подготовила:  Керимова Любовь Александровна. Воспитатель  ГБДОУ «...

Рекомендации для родителей. Компьютер - друг или враг?

Материал содержит рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с детьми, которые имеют компьюретную, игровую зависимости....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «КОМПЬЮТЕР — ДРУГ, ПОМОЩНИК ИЛИ ВРАГ»

Цель:1. Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере;2. Способствовать становлению интереса детей к правильному использованию компьютера;3....

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"...

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"...

«Компьютер: друг, помощник или враг?»

Внеклассное мероприятие о пользе и вреде компьютера....