методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения
консультация по теме

Лебедева Наталья  Витальевна

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы  подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать  об уже прочитанной. В  таком случае чтение  становится желанным, ожидаемым.  Кроме того,  в режиме дня  необходимо выделить  определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на  восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы почитать ребенку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям "уважительно".

Полутора-двухгодовалый ребенок  может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, но и детям  постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Конечно, речь идет об активном общении  с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым человеком, он то  отключается, то слушает вновь.

Помните: ребенок не может быть  все время пассивным слушателем, поэтому во  время чтения надо активизировать  его внимание! Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребенку вместе хором рассказывать сказку.

Особо следует остановиться на  детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально "доводит" своих близких до изнеможения, требуя читать  ещё и ещё раз  одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы  вновь и с большей силой  пережить  радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои,  и образные поэтические слова, и музыка речи. Повторные чтения тренируют  память и  развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. 

 чтение вслух

Существуют правила, которые сделают  чтение вслух привлекательным для ребенка:

1. Показывайте ребенку, что  чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно  надоевшую повинность. Ребеное это почувствует  и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Он должен знать, что книга - это не игрушка. не крыша для кукольного домика,  и не повозка. которую можно возить по комнате. Рассматривать  книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После  рассматривания  убирайте книгу на место.

3. Во время чтения  сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время  чтения должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления  чувств дополняют и усиливают  впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок чувствует, что  повествование обращено к нему, а нам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать  музыку ритмической речи. Роль чтеца при организации   домашего чтения  трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять  внимание детей, активизировать и успокаивать их.   В процессе  чтения нужно  периодически давать возможность  говорить о своих ощущениях, иногда можно попросить просто молча"слушать себя". Слово "слушать"  означает не только  физический слух, но и способность чувствовать, ощущать "внутренние  звуки" - это ощущения, которые  могут быть разными: от легкости, приятного тепла, "мурашек" до покалывания, чувства тяжести, неприятных ошущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Коротко перескажите окончание. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.

7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их  слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте малышу вслух  каждый день, сделайте из этого любимый  семейный ритуал. Продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители.

9. Не уговаривайте послушать, а "соблазняйте" его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбрать книгу.

10. С раннего детства ребенку необходимо  подбирать  его личную библиотеку. Ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.

11. Не отрывайте ребенка от чтения  или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения»

Консультация для родителей об организации домашнего чтения, также список интересной художественной литературы для детей....

Рекомендации родителям по организации домашнего чтения

В статье представлены рекомендации родителям по организации домашнего чтения...

Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по организации домашнего чтения.

Возвращаясь из детского сада, занимась домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...

Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...

Статья "Рекомендации родителям по организации домашнего чтения в средней группе"

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...