Советы психолога: " Родительская поддержка эффективнее осуждения"
статья

Иванова Наталья Николаевна

Многие родитеи считают, что осуждение, порицание, наказани действуют на ребенка эффективнее, но это не так, их срок действия кратковременен. В данной статье родители найдут для себя несколько советов как нужно поддерживать ребенка в сложной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительская поддержка эффективнее осуждения.

Практика показывает, что взрослые очень скупы на одобрение и похвалу, а если и хвалят, то только за реальный результат, удовлетворяющий взрослого, а не старание или попытку что – то сделать самому.

Когда ребенок занимается чем – либо или учится, а особенно тогда, когда у него проблемы, ему просто необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно. Они придают ему уверенность в том, что проблема преодолима, стимулируют и повышают мотивацию.

«Я уверен, что у тебя получится…», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!» - эти формулы стандартны, каждый может использовать свои.

Некоторые родители считают, что замечания, угрозы, укоры, наказания действуют на детей эффективнее. Может быть, но срок этих мер кратковременен. У детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, что в сою очередь провоцирует новые проступки. Страх порицания и наказания нередко создает иллюзию изменения ситуации в лучшую сторону. На самом деле чувство обиды, особенно если ребенок осознает ее как незаслуженную, дает обычно обратный эффект.

Что делать?

  • Чаще хвалите ребенка, а не осуждайте, подбадривайте, а не примечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
  • Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу  у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований.  Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Главное – требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
  • Никогда не называйте,  если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
  • Обязательно объясните,  в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если взрослый часто срывается на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
  • Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь, значит , ты плохой» порочна – снижает самооценку и порождает страх.
  • Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем («для профилактики»), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает , рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в таких случаях детскому «ненавижу».
  • Не ставьте в пример «непослушному» ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, - не очень хороший пример для подражания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

"Советы психолога" "Словесные способы поощрения и поддержки"

Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые можно использовать как педагогам , так и родителям....

12 совет психолога, которые помогут справиться с проблемой, когда дети спят в родительской кровати

Дети отказываются спать в своей кроватке или приходят к вам каждую ночь? Не волнуйтесь, обязательно наступит момент, когда ваши дети сами потребуют личного пространства для ночного сна. Когда это прои...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет. Подготовка к школе, советы психолога".

Данный конспект представляет собой родительское собрание на тему : "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет. Подготовка к школе, советы психолога".  Здесь отражены, как возрастные о...

10 эффективных советов психолога, которые помогут справиться с непослушным ребенком.

Любое достижение должно заканчиваться похвалой, одобрением. Не скупитесь на вежливые слова и объятия. Это важно для ребёнка....