Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для педагогов и родителей на тему:«Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»

    Шаланова Оксана Владимировна

    Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soprovozhdenie.docx25.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов на тему:
    «Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»

    2слайд

    Сначала  мы, разберем, что же такое агрессия: Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

    Детская агрессивность – это следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.

    желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, чем привлекает к себе внимание);

    -ущемление достоинств другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

    -защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

    -стремление быть главным (например после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

    -стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

    Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

    Физическая агрессия– использование физической силы против другого лица.                                 

    Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    Раздражение –готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении  (вспыльчивость, грубость)

    Вербальная агрессия– выражение негативных чувств,  как через форму(крик, визг), так и через содержание  словесных ответов (проклятия, угрозы)

    1)Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

    -жалобы («А Вова меня стукнул», «а Чумариков постель не убрал» и пр.);

    -демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

    -агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет полицейский  и посадит в тюрьму»).

    Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том , что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

    3слайд

    Психологи  считают, что ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим. Если семья помогает ребенку  преодолевать  трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.

    Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

    4слайд

    Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.(т.е. дома он свой гнев скрывает, а в детском саду выплескивает всю агрессивность детей, возможно и взрослых)

    Педагогическое сопровождение такого ребенка и сотрудничество с его семьей, имеет на наш взгляд, чрезвычайно важное значение, ведь ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем большую часть дня и то, как он научится справляться со своими трудностями, во многом зависит не только от родителей, но и от педагога. И, здесь, основным средством, приходящим на помощь воспитателю в работе с агрессивным ребенком, является игра.

    5  слайд

    Способы борьбы с гневом:

     Обзывалки (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка»)

    Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны,  снимать даже очень сильный стресс)

    Если ему хочется чего-нибудь  стукнуть дайте ему  в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку

    Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги, на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции. А еще разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и попросить его  за собой убрать, в этот момент ребенок успокаивается.)

    6 слайд

         Стаканчик для крика (ребенок очень сильно кричит в стаканчик, а если он пластмассовый может его смять и выкинуть свой гнев)

    Громко спеть любимую песню

    Пускать мыльные пузыри

    Устроить соревнования с обидчиком : «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит»

     Быстро нарисовать свою «обиду» и заштриховать ее, скомкать несколько листьев бумаги, а затем выбросить их

    Топать ногами

    Втирать пластилин в картонку или бумагу

    Посчитать до десяти

    Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

    Вода хорошо снимает агрессию

    7 слайд

    Так же можем прорисовать свое настроение:

    -«дополни рисунок». С этой целью на большом листе на стене размещаются заранее нарисованные фигурки людей, изображенные в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Ребенку предлагается завершить рисунок;

    -задание образно-символического типа. Детям предлагается нарисовать (каждому индивидуально) на темы: «Радость», «Гнев», «Обида» и др. Важно при этом способствовать творческому самовыражению ребенка. Возможно, подобный рисунок будет выполнен в форме цветового пятна или какого-либо символа, образа (радуги, тучки, цветка и др.);

    -рисование собственных эмоциональных состояний в конкретных ситуациях ( «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я обижаюсь» и т. д.). Здесь ребенку предлагается подробно вспомнить какой-то конкретный эпизод из жизни (кто был рядом в этот момент времени, что чувствовали, что делали и др.)

    8слайд

    Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов

    Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать пути их решения.

    Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.

     Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:

    • Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
    • Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
    • Получение вариантов решения проблемы.

    9 слайд

    Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.

    • Какое у вас настроение после просмотра?
    • Кто из героев больше всего понравился?
    • Какие чувства испытывали герои?
    • Кто, наоборот, больше всего не понравился?
    • Что бы вы сделали по другому?
    • Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
    • На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
    • А в жизни такое бывает?
    • Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
    • Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
    • Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

      Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.

    Успешность  работы в данном направлении во многом зависит от позиции родителей, воспитателей и других, значимых для ребенка лиц, а также от степени их непосредственного участия в этой работе.

    Приложение для педагогов

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ

    • Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением: остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
    • Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения.
    • Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
    • Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
    • Обучать способам выражения гнева.
    • Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: подраться с подушкой; использовать физические силовые упражнения; рвать бумагу; нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком; использовать «мешочек для криков»; поколотить стол надувным молотком и т. д.
    • Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
    • У агрессивного ребенка слабо развит контроль над своими эмоциями; слабое осознание своих чувств и чувств других людей; низкий уровень эмпатии; ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.
    • Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками: говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях, «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
    • Овладение языком «Я-высказывания», т.е. это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало. «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
    • Использовать позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
    • Развивать у себя навыки «активного слушания». «Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». «Активное слушание» - это способ сообщить ребенку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь». «Активное слушание» - это проявление внимания и заботы, а также бережного отношения к внутреннему миру ребенка. «Наше внимание дает им (детям) возможность ясно увидеть самих себя и воспитывает в них веру в себя, так необходимую каждому, чтобы найти себе место в мире».
    • Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов и родителей на тему "Дети и музеи"

    Консультация раскрывает особенности и значение ознакомления детей с миром музеев....

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

    В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...

    Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах села, города»

    Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему:«Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников  безопасного поведения на улицах села,...

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

    Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,  дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах....

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Патриотическое воспитание в младшей группе детского сада».

    Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.Чтобы достигнуть определенного результата, необходим...

    Роль воспитателя в преодолении агрессивного состояния у детей

    Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является ...