Родительское собрание "О детской любознательности"
консультация (старшая группа) по теме

Жарук Галина Васильевна

Родительское собрание "О детской любознательности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_o_detskoy_lyuboznatelnosti.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«О детской любознательности» 

  СТАРШАЯ ГРУППА

Подготовка к собранию

Провести анкетирование родителей.

Анкета:

Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребенка и ваши ответы на них.

2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные. средства информации: иллюстрации, телерадиопередачи, собственные наблюдения.

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.)?

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

9. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Написать письмо вместе с детьми сказочному герою. 

Провести игру «Описание предметов группы», чтобы сказочный герой нашел эту группу. Изготовить также указатели для того, чтобы сказочный герой нашел место сбора в детском саду.

За два дня до собрания зачитать детям телеграмму от сказочного героя: «Спасибо, дети, за приглашение. Встречайте, выезжаю. Везу я угощения, чудеса и сюрпризы».

За день-два до собрания дети должны получить посылку. На ней напечатано: открыть на родительском собрании.

Написать для каждой семьи письма (примерный текст):

«Уважаемые …….»

Предложите изготовить своему ребенку с учетом его интересов любую поделку (для занятий, для игры), объяснив задание следующим образом «Что бы ты хотел подарить детям своей группы?». Это может быть рисунок, аппликация, поделка из природного материала (шишек, орехов желудей и т.д.), бросового материала (коробок, катушек, проволоки и т.д.), поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и пр.

Помогите своему ребенку советом, окажите практическую помощь! Дети очень любят рассматривать работы друг друга, интересуются успехами своих товарищей! Заранее благодарим! Срок изготовления поделки — к родительскому собранию, которое состоится….

в… часов…….

Предлагаемая повестка:

  1. Разговор за столом о детской любознательности (из записи детских ответов).
  2. Примите участие в рубрике «Ваши дети – наше мнение»
  3. Вашему вниманию будет предложено «Острое блюдо».

Оформить с детьми на занятиях памятки, отпечатать их.

Как отвечать на детские вопросы:

1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

 2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь как?».

6. В ответ па вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Отпечатать и вложить в перечницу вопросы «Острого блюда»:

1. Самый интересный, на ваш взгляд, вопрос ребенка и ваш ответ на него?

2. Какое значение имеют в развитии любознательности прогулки, наблюдения, экскурсии?

3. Как через загадки развивать детскую любознательность?

4. Как вы относитесь к тому, что ребенку насильно прививается интерес к чему-либо (кружки, секции)?

Красочно оформить призы для победителей конкурса.

Написать на листе ватмана обращение:

«Дорогие взрослые, старшие братья и сестры! Мы, почемучки старшей группы, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами.

Помочь вы нам можете в следующем:

— Изготовить настольную игру.

— Научить играть в шашки, шахматы.

  — Организовать экскурсию в тундру.

— Рассказать о своей профессии.

— Организовать культпоход в театр, цирк, кино,

— Научить делать поделки из природного материала, бумаги и т.д.

— Принять участие конкурсе знатоков «Что? Где? Когда?»

 —Помочь в организации  игры «Поле чудес».

Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

1. Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?

2. Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?

3. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

4. Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

До собрания тихо звучат записи детских песен.

ХОД СОБРАНИЯ

Уважаемые родители. Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.  

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т.к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство.

 Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия — о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность?

Любознательны ли наши дети? Послушайте, пожалуйста, в записи ответы детей. (Запись ответов.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

2. Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

3. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

 4. К кому яз взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

Представьте такую ситуацию:

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь? — и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. В. А. Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

А ваше мнение?

Музыкальная пауза

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». 

Эти памятки с любовью оформили ваши дети и очень хотели, чтобы вы познакомились с ними. Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка? Почему?

Музыкальная пауза

Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча». Будете ли вы удовлетворены ответом? Какие вопросы ему зададите? («Почему ты догадался, что это туча?», «Почему вату назвали тучей?»)

Товарищи родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок, в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.

Итак, если предложение принимается, то итог на самый лучший альбом будет подведен на следующем собрании.

Музыкальная пауза

Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний?

Так, одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

А ваше мнение?

Заключительная часть.

А сейчас традиционная рубрика нашего собрания:  «Ваши дети — наше мнение»

(Характеристики могут быть в письменном виде).

Вручение благодарностей родителям за хорошее воспитание детей.

Все мы хотим даже об этом не думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня можем сделать мы для своих детей не только в семьях, но и для детей группы. Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе кружок «Почемучек».

 В группу входят дети и садятся рядом с родителями.

Стук, Входит cтapyxa Шапокляк.

— Здравствуйте, вы узнали меня? А чем вы тут занимаетесь? Вы знаете, почему к вам Незнайка не пришел? Я рассердилась, что вы меня не пригласили и переставила указатели. Вы, я слышала, какие-то конкурсы хотите проводить?

Воспитатель: «Да, я хочу просить детей оживить круги». Старуха Шапокляк. «Ничего не выйдет. Сейчас я как дуну три раза в трубу, так дети все предметы круглой формы забудут и никогда не вспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Дует в трубу и уходит.) Вот посмотрим теперь, как вы справитесь».

Воспитатель: «Дети, вспомните и превратите кружки, которые нарисованы на листочках, в предметы круглой формы: яблоки, часы и т.д. Чья семья первой заполнит круги?» (Вручается, приз.)

Входит старуха Шапокляк.

— «Ну что, подействовало мое волшебство».

Воспитатель. «Нет, дети прекрасно справились с заданием».

Старуха Шапокляк: «Так... зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше ни одно задание не выполнят, все забудут. (Говорит.) А теперь назовите хоть один предмет, находящийся в группе прямоугольной формы. (Называет другие предметы: кегля, шляпа и др.)

Дети называют предметы прямоугольной формы.

Старуха Шапокляк: «Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или труба испортилась, или это дети такие. Хорошо! Сейчас к вам такое задание сами задам, что вы никогда не справитесь! Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рас- сыпались на пол».

Дети и родители складывают из бумаги гармошки.

Старуха Шапокляк: «Вы и с этим заданием справились, ужас! Что за дети такие. Пошли, Лариска, нам здесь делать нечего!» Старуха Шапокляк уходит, воспитатель приглашает всех на чаепитие.  

Все пьют чай и непринужденно беседуют.

Родителям вручаются призы за лучшую поделку.

Решение собрания:

  1. Совместно с родителями и  детьми оформить альбом загадок.
  2. Организовать экологический кружок «Почемучка».
  3. Принимать активное участие в совместных мероприятиях группы и ДОУ.

«Уважаемые …….»

Предложите изготовить своему ребенку с учетом его интересов любую поделку (для занятий, для игры), объяснив задание следующим образом «Что бы ты хотел подарить детям своей группы?». Это может быть рисунок, аппликация, поделка из природного материала (шишек, орехов желудей и т.д.), бросового материала (коробок, катушек, проволоки и т.д.), поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и пр.

Помогите своему ребенку советом, окажите практическую помощь! Дети очень любят рассматривать работы друг друга, интересуются успехами своих товарищей! Заранее благодарим! Срок изготовления поделки — к родительскому собранию, которое состоится….

в… часов…….

Предлагаемая повестка:

  1. Разговор за столом о детской любознательности (из записи детских ответов).
  2. Примите участие в рубрике «Ваши дети – наше мнение»
  3. Вашему вниманию будет предложено «Острое блюдо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растить любознательных»

Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...

Родительское собрание "РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ" Старшая группа

Организация родительского собрания в ДОУ  для родителей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной форме с применением интерактивных форм  взаимодействия....

Родительское собрание "Растить любознательных".

Провели собрание с родителями детей 4-5 лет. Получилось очень интересно. Родители были активны, с желанием вступали в диалог. Совместная деятельность с детьми в конце собрания была для них сюрпризом....

Сценарий проведения родительского собрания "Растим любознательными"

В материале представлен сценарий проведения родительского собрания в  старшей группе....